Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "V"
Список лучших слов
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: в Кутаисской гимназии. В 1905 участвует в демонстрациях, в гимназической забастовке. В июле 1906, после внезапной смерти отца, семья переезжает в Москву. М. поступает в 4-й класс 5-й классической гимназии. Знакомится со студентами-большевиками; увлекается марксистской лит-рой; получает первые парт. поручения. М. вступает в партию большевиков (1908). Трижды был арестован — в 1908 и два раза в 1909; последний арест — в связи с побегом политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Заключение в Бутырской тюрьме: «Важнейшее для меня время» (автобиография «Я сам», 1928, см. Полн. собр. соч., т. 1, 1955, с. 17). Написанную в тюрьме тетрадь стихов (1909), отобранную надзирателями и пока не найденную, М. считал началом лит. работы. Освобожденный по несовершеннолетию из тюрьмы (1910), он решает посвятить себя иск-ву и продолжить учебу: «Я прервал партийную работу. Я сел учиться» (там же, с. 18). В 1911 М. принят в моск. Училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1911 он знакомится с Д. Бурлюком , организатором группы рус. футуристов, сближается с ним в общем (у М. социально и этически заостренном) чувстве недовольства академич. рутиной. В конце дек. 1912 — поэтич. дебют М.: стихи «Ночь» и «Утро» в альм. «Пощечина общественному вкусу» (где М. подписал одноим. коллективный...
Входимость: 2. Размер: 51кб.
Часть текста: Запорожской Сечи; мать, Ал-дра Ал. (урожд. Павленко, 1867—1954), — из рода кубан. казаков; сестры: Людмила (1884—1972), художник по тканям; Ольга (1890—1949). Учился в Кутаис. классич. г-зии (1902—06), был участником гимназич. и студенч. манифестаций в Кутаиси осенью 1905. Круг семейного общения составляла рус. и груз. либерально-демократич. интеллигенция. После смерти отца семья переехала в Москву (лето 1906). В 1906—08 М. учился в 5-й моск. г-зии (в марте 1908 исключён из 5-го кл. вследствие невзноса платы). Семья жила материально тяжело. М., с ранних лет проявивший худож. способности (еще в Кутаиси занимался у художника С. П. Краснухи), помогал сестре Людмиле в изготовлении худож. изделий на продажу. В 1908 принят в подготовит. класс Строгановского уч-ща. В начале того же года вступил в РСДРП(б), вел агитацию среди рабочих. Трижды подвергался аресту. В 1909 провел 11 мес. в Бутыр. тюрьме (освобожден в янв. 1910). Деятельность в партии больше не возобновлял. Восприятие марксизма носило, скорее всего, стихийно-романтич. характер, хотя обостренное художнич. отношение к социальной несправедливости сформировалось у М. очень рано. По собств. свидетельству («Я сам»), в тюрьме в 1909 написал много стихов в духе поздненароднич. поэзии, к-рые были отобраны у него по выходе на свободу, о чем М. позже не сожалел, однако ...
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: восприятии вещей, сдвиг основ жизни душевной <...>. Наше время — время сдвига всех осей, оттого и зашаталось в нем каждое отдельное искусство» [2, с. 18, 21] (ср.: «С началом текущего века научное миропонимание претерпело сдвиг, равный которому не найти, кажется, на всем протяжении человеческой мысли: даже скачок от средневековья к Возрождению теряет в своей значительности, будучи сопоставлен с мыслительной стремниной нашего времени. Слово „революция“ кажется слабым, чтобы охарактеризовать это событие культуры» [3, с. 504]). Революция 1917 г. дополнила это ощущение новыми моментами: необходимость создания новой эстетики и поэтики помимо общекультурного приобрела и политический смысл, и споры разгорелись с новой силой. Основной предмет этих споров (соотношение непрерывности и дискретности в развитии Культуры и его восприятие в начале XX столетия) не так давно был подвергнут обстоятельному рассмотрению [4, 5, с. 231—233]. Перед нами стоит более скромная задача — осветить лишь небольшой фрагмент общей картины, попытавшись разглядеть сквозь слой публицистических взаимообвинений теоретический смысл полемики между Владимиром Владимировичем Маяковским и Георгием Аркадьевичем Шенгели 1 Тем, кому приходилось читать и слушать Маяковского в 1926—1927 гг., фамилия «Шенгели» была хорошо известна. 7 апреля 1926 г. «Красная газета» сообщала о том, что Маяковский подготовил к печати теоретическую работу, направленную против Шенгели [7, с. 337]; сам Маяковский, выступая через четыре дня в клубе рабкоров «Правды» с докладом (взамен предполагавшегося диспута) по книге Шенгели «Как писать статьи, стихи и рассказы» [8], дал ей резко отрицательную оценку [7, с. 358]. Критика в адрес Шенгели содержалась и в выступлениях 20 сентября...
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: в городском партийном комитете — по воспоминаниям Н. Рябовой. 9 февраля . — См. т. 12, с. 284—291. См. также: «Жизнь искусства», 1925, № 8; «Вечерняя Москва», 1925, 10 февраля. 9 февраля . — Диспут был организован Культотделом МГСПС. В анонсе «Вечерней Москвы» от 9 февраля 1925 г. Маяковский назван в числе выступающих. Отчетов о диспуте нет. 11 февраля . — ЦГАЛИ; цит.: «Вопросы литературы», 1972, № 2, с. 254. Февраль . — Эта справка экспонировалась на выставке «20 лет работы Маяковского» (см. 1 февраля 1930 г.) 23 февраля . — Маяковский назван в числе участников вечера — «Вечерняя Москва», 1925, 23 февраля. Вместе с Маяковским выступали Л. Сейфуллина, А. Безыменский, И. Уткин. Маяковский прочел несколько стихотворений и среди них еще не напечатанную «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (по воспоминаниям И. Рахилло (1949) — ГММ). 3 марта . — Участие Маяковского в этом заседании установлено по одной реплике, брошенной им во время речи М. В. Фрунзе (опубликована в журнале «На литературном посту», 1926, № 5—6): «То течение, которое возглавляется тов. Маяковским, моему уму и сердцу мало понятно. Я предпочитаю более реалистические приемы. Но считаю его вполне законным...
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Часть текста: искусств Наркомпроса. Обсуждались вопросы о кинематографической секции и доклад театрально-декорационной секции. 12 января в газете «Искусство коммуны», № 6, напечатано стихотворение «Левый марш». 19 января в газете «Искусство коммуны», № 7, напечатано стихотворение «Потрясающие факты». 30 января участвовал в заседании коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Обсуждался вопрос об устройстве художественной выставки в Зимнем дворце (Дворец искусств). В январе в журнале «Красный дьявол», № 10, напечатано стихотворение «Интернациональная басня» под заглавием «Басня (для европейских детей)». В первых числах февраля — письмо наркому просвещения А. Луначарскому от имени издательства «ИМО». «При самом идейном отношении к делу говорить при таких условиях о работе не придется. Вследствие сказанного мы просим об изменении пункта 9-го договора в смысле предоставления нам издательских условий, равных с другими частно-инициативными издательствами. Уверены в санкционировании Вами изменений, так как и литературно-издательский отдел указывает на полную приемлемость такого рода условий, примененных, например, к «Алконосту». В письме предлагалось изменить некоторые пункты «соглашения» Наркомпроса с «ИМО» (от 8 октября 1918 года), в частности, об оплате литературного гонорара авторам после «ликвидации издания»: «... скорое получение денег с продажи при всей неорганизованности книжного распространения дело почти невозможное. Вследствие этого наше издательство — в положении завода, обещающего оплатить труд через год». Письмо было подписано В. Маяковским и Виктором Шкловским. Луначарский согласился с этим, и 4 февраля в соглашение Наркомпроса и «ИМО» были внесены изменения. Авторский гонорар, согласно новому условию, должен уплачиваться при...