Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "F"
Список лучших слов
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Часть текста: — двоюродная сестра Г. П. Данилевского; предки по отцу происходили из казаков Запорожской Сечи; мать, Ал-дра Ал. (урожд. Павленко, 1867—1954), — из рода кубан. казаков; сестры: Людмила (1884—1972), художник по тканям; Ольга (1890—1949). Учился в Кутаис. классич. г-зии (1902—06), был участником гимназич. и студенч. манифестаций в Кутаиси осенью 1905. Круг семейного общения составляла рус. и груз. либерально-демократич. интеллигенция. После смерти отца семья переехала в Москву (лето 1906). В 1906—08 М. учился в 5-й моск. г-зии (в марте 1908 исключён из 5-го кл. вследствие невзноса платы). Семья жила материально тяжело. М., с ранних лет проявивший худож. способности (еще в Кутаиси занимался у художника С. П. Краснухи), помогал сестре Людмиле в изготовлении худож. изделий на продажу. В 1908 принят в подготовит. класс Строгановского уч-ща. В начале того же года вступил в РСДРП(б), вел агитацию среди рабочих. Трижды подвергался аресту. В 1909 провел 11 мес. в Бутыр. тюрьме (освобожден в янв. 1910). Деятельность в партии больше не возобновлял. Восприятие марксизма носило, скорее всего, стихийно-романтич. характер, хотя обостренное художнич. отношение к социальной несправедливости сформировалось у М. очень рано. По собств. свидетельству («Я сам»), в тюрьме в 1909 написал много стихов в духе поздненароднич. поэзии, к-рые были отобраны у него по выходе на свободу, о чем М. позже не сожалел, однако началом своей поэтич. работы...
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: так: он сидел, со шляпой на голове, с ногами, водруженными на стол. Между каблуками стояла сковородка с остатками яичницы. Это было живописно и определяюще. Но невкусно. Г. Шенгели 1926. 26/XII [1]. Начало XX в. ощущалось большинством причастных к науке и искусству людей как смена культурных парадигм. И поэт, и ученый едины в понимании кризиса: «Некий таинственный общий сдвиг — вот знамение переживаемых времен, — сдвиг не только всех ценностей и основоположений духовной жизни, но и еще глубже — сдвиг в самом восприятии вещей, сдвиг основ жизни душевной <...>. Наше время — время сдвига всех осей, оттого и зашаталось в нем каждое отдельное искусство» [2, с. 18, 21] (ср.: «С началом текущего века научное миропонимание претерпело сдвиг, равный которому не найти, кажется, на всем протяжении человеческой мысли: даже скачок от средневековья к Возрождению теряет в своей значительности, будучи сопоставлен с мыслительной стремниной нашего времени. Слово „революция“ кажется слабым, чтобы охарактеризовать это событие культуры» [3, с. 504]). Революция 1917 г. дополнила это ощущение новыми моментами: необходимость создания новой эстетики и поэтики помимо общекультурного приобрела и политический смысл, и споры разгорелись с новой силой. Основной предмет этих споров...