Маяковский Владимир Владимирович
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://www.usls.ru/encSuicid/62.htm
Дата добавления: 06.09.2013
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

 

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

 

Маяковский Владимир Владимирович (1893 - 1930) - советский поэт.

Маяковский

"быть в струе",

Рассказывают, что незадолго до самоубийства Маяковский

плечу: "Ничего стали писать, Адуев! Подражаете Сельвинскому?" - "Что же,

отвечает Адуев, - хорошим образцам подражать можно. Вот и вы, Владимир

Владимирович, уже пять лет подражаете себе". Маяковский смолчал.

По поводу "Бани" был устроен в Доме печати диспут. Выступал Левидов и

ругал "Баню". Маяковский отпускал с места реплики. Левидов на одну из реплик

сказал: "Вы, ". И снова Маяковский

смолчал.

Маяковский сказал Полонской:

"Если хотят засушить цветок, нужно это сделать тогда, когда цветок еще

пахнет. Как только он начал подгнивать - на помойку его!".

Маяковский говорил Жарову: "Шура, вам сколько лет?" - "25". - "Так

имейте в виду, что когда мужчина не старше 25, его любят все женщины. А

вы любите и которая вас не любит".

студентами-экономистами.

"Маяковский закинул голову:

- А вот, товарищи, вы всю жизнь охать будете. "При нас-де жил

гениальный поэт Маяковский, а мы, бедные, никогда не слышали, как он свои

". И мне, товарищи, стало очень вас жаль...

- Мне что-то разговаривать с вами больше не хочется. Буду сегодня

в сегодняшнем

окаменевшем говне,

Наших дней изучая потемки, вы,

возможно,

спросите и обо мне...

славился остротой и находчивостью в полемике. Но тут,

казалось, ему не захотелось быть находчивым и острым. Еще больше нахмуря

 

Я сам расскажу

о времени

и о себе.

Я, ассенизатор

и водовоз...

 

- Правильно! Ассенизатор!

выпятил грудь, боево, по старой привычке, засунул руки в

карманы, но читать стал суше, монотонней, быстрей.

Кто-то похрапывал, притворяясь спящим.

А когда произнес: "Умри, мой стих..." - толстощекий студент

с бородкой нагло гаркнул: - Уже подох! Подох!"

толкнувших Маяковского к самоубийству. Другой равнозначной причиной, по

мнению биографов, была неустроенность личной жизни.

12 апреля 1930 г., за два дня до смерти, он написал прощальное письмо:

"Всем

В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте.

Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ (другим не советую),

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и

Как говорят -

"инцидент исперчен", любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень взаимных болей,

бед

и обид.

 

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский.

Сериозно - ничего не поделаешь.

Привет.

Ермилову скажите, что жаль - снял лозунг, надо бы доругаться.

В. М.

В столе у меня 2000 рублей - внесите в налог. Остальное получите с

"

 

Маяковский, написав это письмо, два дня еще оттягивал роковой поступок.

с Вероникой Полонской.

"Обычная московская вечеринка. Сидели в столовой. Чай, печенье. Бутылки

три рислинга..." Маяковский, по воспоминаниям Катаева, был совсем не такой,

Яншин, но Маяковский отмалчивался.

"Память моя, - пишет Катаев, - почти ничего не сохранила из важнейших

подробностей этого вечера, кроме большой руки Маяковского, его нервно

спортсменки... чем артистки Художетсвенного театра вспомогательного

состава...

С немного испуганной улыбкой она писала на картонках, выломанных из

конфетной коробки, ответы на записки Маяковского, которые он жестом игрока в

рулетку время от времени бросал ей через стол...

Картонные квадратики летали через стол над миской с варениками туда и

обратно. Наконец конфетная коробка была уничтожена. Тогда Маяковский и Нора

ушли в мою комнату, отрывая клочки бумаги от чего попало, продолжали

стремительную переписку, похожую на смертельную молчаливую дуэль.

Он требовал. Она не соглашалась. Она требовала - он не соглашался.

Вечная любовная дуэль.

страстно. Во всяком случае, тогда мне казалось, что он влюблен. А может

быть, он был просто болен и уже не владел своим сознанием..."

Маяковский ушел от Катаева в третьем часу ночи. Надевая пальто, он

- А вы куда? - спросил Катаев почти с испугом.

- Домой, - ответил Маяковский.

- Вы совсем больны. У вас жар! Останьтесь, умоляю. Я устрою вас на

диване.

- Не помещусь.

- И укроете меня энциклопедическим словарем "Просвещение", а под

домой. На Гендриков.

- Кланяйтесь Брикам, - сказал тогда Катаев. - Попросите, чтобы Лиля

Нахмурившись, ответил, что Брики в Лондоне.

- Что же вы один будете там делать?

- Искать котлеты. Пошарю в кухне. Мне там всегда оставляет котлеты

наша рабыня. Люблю ночью холодные котлеты.

"поцеловал меня громадными

обращаясь ко мне на "ты" - что показалось мне пугающие-странным, так как он

никогда не был со мной на "ты":

".

По воспоминаниям Полонский, Маяковский

ревнив.

Ночью, проводив Яншина и Полонскую до Каланчевки, Маяковский

половине девятого заехал за Полонской, чтобы отвезти ее на репетицию в

театр.

оставить эти мысли. По ее словам, поэт ответил: "Глупости я бросил. Я понял,

".

До театра заехали в комнату Маяковского на Лубянке. Началось очередное

"выяснение отношений". Маяковский нервничал, требовал ясно и определенно

Маяковский

- Опять этот театр! Я ненавижу его, брось его к чертям! Я не могу так

больше, я не пущу тебя на репетицию и вообще не выпущу из этой комнаты!

"Владимир

заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, чтоб я с этой же минуты осталась

с ним здесь, в этой комнате. Ждать квартиры нелепость, говорил он.

Я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти

... Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь

И театра я не брошу и никогда не смогла бы бросить... Вот и на

репетицию я должна была обязательно пойти, и я пойду на репетицию, потом

домой, скажу все... и вечером перееду к нему совсем.

Владимир

на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо. Еще раз я

ответила, что не могу так...

Я сказала:

"Что же вы не проводите меня даже?"

Он подошел ко мне, поцеловал и сказал совершенно

"Нет, девочка, иди одна... Будь за меня спокойна..."

Улыбнулся и добавил:

"Я позвоню. У тебя есть деньги на такси?"

"Нет."

Он дал мне 20 рублей. "Так ты позвонишь?" "Да, да".

Я вышла, прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. У

меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору. Не могла

заставить себя войти.

Но, очевидно, я вошла через мгновенье: в комнате еще стояло облачко дыма от

выстрела. Владимир Владимирович лежал на ковре, раскинув руки. На груди его

было крошечное кровавое пятнышко.

Я помню, что бросилась к нему и только повторяла бесконечно: - Что вы

сделали? Что вы сделали?

Глаза у него были открыты, он смотрел прямо на меня и все силился

карету скорой помощи!"

Маяковский выстрелил в себя в 10.15 утра. В 10.16 станция скорой помощи

приняла вызов, в 10.17 машина с медиками выехала. Когда Полонская спустилась

во двор, машина уже подъезжала. Но врачи могли только констатировать

летальный исход.

заявил для печати, что самоубийство Маяковского произошло по "причинам

сугубо личного порядка, не имеющим ничего общего с общественной и

литературной деятельностью поэта".

Н. Н. Асеев развивает такую версию самоубийства Маяковского. Утром 14

апреля, имея в кармане заготовленное письмо о самоубийстве,

предложил ей

поехать с ним в Ленинград. Та отказалась. Поэт вынул револьвер. - Едете или

криком "Спасите!", и, как рассказывает хозяйка, после этого раздался

выстрел.

"Спасите!" - могли подумать, что он пытался изнасиловать Полонскую. Отказ

Полонской ехать в Ленинград, угроза Маяковского убить себя в случае

отказа, - и только неисполненная угроза - боязнь Маяковского казаться

смешным, чего он не терпел. Отсюда - выстрел. Эта версия изложена М. Я.

Презентом в его дневнике "О Маяковском", опубликованном в "Огоньке", № 29 за

1993 г.

В 1990 г., по возникшей у нас моде пересматривать известные смерти,

Молчанов представил в телепрограмме "До и после полуночи"

показана фотография погибшего поэта, где кровь расплылась по рубашке под

какое-то пятно. Именно из-за этого пятна Молчанов предположил, что мог быть

рубашку пролилась кровь. К тому же, как указала соседка Маяковского М. С.

Со статьей-опровержением версии об убийстве в "Литературной газете"

выступил В. Радзишевский. В частности, он писал: "Скучно повторять, что раны

в правом виске не было. Иначе ее непременно увидели бы Н. Ф. Денисовский и

посмертные маски; профессора из Института мозга, бравшие мозг поэта на

исследование; медики, бальзамировавшие тело под руководством профессора

Остроумова; эксперты, проводившие вскрытие; наконец, художники, рисовавшие

".

Выступление Радзишевского не помешало появлению новых публикаций на

тему убийства. Например, В. Скорятин реконструировал события таким образом:

"Теперь представим, Полонская быстро спускается по лестнице. Дверь в комнату

поэта открывается. На пороге - никого. Увидев в его руках оружие,

на лестницу. С. Мясницкий, свернув за угол, попадает на Лубянский проезд".

По мнению Скорятина, убийцей был сотрудник ГПУ Я. Агранов. Другой

"исследователь", некто А. Колосков, ухитрился даже обвинить в убийстве

Маяковского Веронику Полонскую.

Поставил точку в затянувшемся споре, на мой взгляд, судебно-медицинский

эксперт А. В. Маслов. Он рассказал о криминалистической экспертизе рубашки,

которая была на поэте в момент выстрела и которую Л. Ю. Брик в 1950-е годы

передала в Государственный музей В. В. Маяковского. "Вернее, - уточняет

Маслов, - были переданы две половины рубашки: бежево-розового цвета

парижская рубашка из хлопчатобумажной ткани "от ворота до низа разрезана

ножницами". Память не подвела Денисовского, который полвека спустя

рассказал: "Мы его положили на тахту. Уже рубашку снять с него было нельзя,

он уже застыл. Нам пришлось разрезать ее". На левой стороне передней

поверхности рубашки имеется одно сквозное повреждение округлой формы

"минус" ткань) позволили

Чтобы определить, собственной или посторонней рукой причинено

огнестрельное повреждение, необходимо установить дистанцию выстрела. В

судебной медицине и криминалистике принято различать три основные дистанции:

выстрел в упор, при котором дульный срез упирается в тело или одежду,

Маяковский.

Перед специалистами стояла непростая задача - по следам на рубашке

установить дистанцию выстрела, прозвучавшего свыше 60 лет назад.

всего в окружности входного отверстия. Наличие линейных повреждений

крестообразной формы свидетельствует, что выстрел был сделан в упор, так как

газов в момент разрушения ткани снарядом...

"с дистанции боковой упор в направлении спереди назад и несколько справа

". Подобная картина характерна для

причинения повреждения собственной рукой. Так и стреляют в себя. О выстреле

же "с порога" и говорить не приходится.

Вопреки бытовавшему мнению, что стрелял в сердце, держа

(ныне Санкт-Петербургскому) телевидению, что после выстрела Маяковский упал

лицом вниз. Однако небольшие размеры кровавого пятна на рубашке

свидетельствуют, что оно "образовалось вследствие одномоментного выброса

" без последующего ее натекания. Значит, сразу после выстрела

Маяковский лежал лицом вверх.

"...Он смотрел прямо на меня..." - запомнила В. В. Полонская.

"своего рода мания самоубийства и боязнь старости".

 

 

© 2000- NIV