На диспуте по докладу А. В. Луначарского «Первые камни новой культуры», 9 февраля 1925
I
Мне очень трудно говорить по этому общему докладу, с которым сегодня выступил т. Луначарский. Каждый из вопросов, затронутых Анатолием Васильевичем, требует не одного диспута, а, может быть, десятков томов, десятков драк — драк, конечно, теоретических, на этом поприще. Сейчас, говоря по этому докладу, можно было бы вспомнить 18–19 год, когда мы каждый вопрос решали обязательно во всероссийском, в мировом масштабе и старались обнять все вопросы в одном докладе. И уже тогда мне приходилось <советовать> товарищам, чересчур скачущим по вопросам, обратить внимание, что некоторые вопросы, — хотя бы о грязи на Мясницкой вопрос, — нужно решать в общемясницком масштабе
Поэтому при всей заманчивой перспективе этот сегодняшний диспут имел впечатление страшного мерцания. Мне приходится сузить вопрос до рамок искусства. Здесь вот начинается то, что из вполне верных предпосылок у т. Анатолия Васильевича, на мой взгляд, начинается колоссальная неразбериха и полное умственное неправдоподобие выставляемых им положений.
Эта неразбериха, на мой взгляд, вытекает главным образом из путания по-старому даже не в трех соснах, а в двух соснах: в этих соснах формы и содержания. По т. Луначарскому получается так — точная его формулировка: трели приходится пускать, когда нечего сказать. Очевидно, Анатолий Васильевич предполагает, что если бы у Неждановой
Но дело в том, что ни винтовка, ни скрипка не являются формой. Это в лучшем смысле технический арсенал. Вопрос формы — это вопрос организации Красной Армии
В лучшем случае эти художники могут довести до величайших образцов Рубенса
То же самое и по вопросу литературы. Говоря о литературе, т. Луначарский указывает на рост пролетарских писателей и на рост так называемой левой попутнической литературы. Тов. Луначарский упоминает о выдающемся произведении — «Барсуки» Леонова, рассказах Сейфуллиной
Правильно указал т. Плетнев
Не только по своему содержанию, по оборотам своей речи, но и по самой своей форме, по подходу к литературной работе тоже не нужно брать за образец произведения Л. Н. Толстого. Я уже указывал на одном диспуте
Тов. Луначарский в кулуарах говорил, что т. Брик
только те открытия, из которых можно делать в дальнейшем практические выводы.
Конечно, само собой понятно, вот моссельпромовская работа моя
Вот только, товарищи, при таких ошибках, при таком невнимании к вопросам формы, к вопросам производства, вернее, от производства, мог т. Луначарский обойти молчанием это, правда, в конце извинившись, что не затронул такого вопроса, как вопрос о Лефе. Леф, разумеется, это не группка и не шайка, это Леф. Я уже. т. Луначарскому сказал, что живой Леф лучше, чем мертвый Лев Толстой. Вот только при таких условиях можно было обойти молчанием Леф. Леф не группка, течение Леф — это всегдашняя тенденция, всегдашняя борьба форм
И вот сейчас наиболее характерным, по-моему, для этого года является вновь закипающая борьба между Лефом с производственной тенденцией, между Лефом, который ищет в своем плече точек соприкосновения с плечом молотобойца, с плечом работающего в любом заводе, в любом цехе пролетария, и возвращением к старым образцам, к контрабандному проведению, протаскиванию старого ненужного искусства под видом новых портретов революционных деятелей. Я бы просил т. Луначарского вопрос о Лефе поставить сегодня и дать на него свой ответ.
II
быть, разрешите мне еще минут пять.
Анатолий Васильевич рисует нас дурачками. Если бы мы были таковыми, нужно бы не только на замочек квартиру свою закрыть
Совершенно другой вопрос о культуре — это есть вопрос литературных скачек: сегодня Леонов остался в хвосте у Ба<беля>
Дальше, товарищи, речь шла об этом формализме. Ну разве когда-нибудь кто-нибудь из лефовцев утверждал, что мы плюем на содержание и что вопрос словесных выкрутас для нас является вопросом развития литературы? Всегда, как т. Луначарский констатирует, содержание прет из всех так называемых футуристических работ. Почему это происходит? Мы стыдливо не уходим за спину этого самого содержания и не начинаем бить формальным. Мы утверждаем, что содержание носится в воздухе, что оно есть, что сотни тысяч тем, положений, задуманных романов, грандиозных живописных композиций имеются в каждой голове, тем более в голове молодого, двадцатишестилетнего юноши, прошедшего всю Советскую Россию вдоль и поперек и перенесшего на своих плечах войну
Я убежден, что моя сегодняшняя речь встретится всем в сотнях стихов, в сотнях романов, в сотнях новых постановок на любой театральной сцене.
Выступления на диспуте по докладу Луначарского «Первые камни новой культуры» (стр. 284). Стенограмма диспута (ИМЛ). Стенографическая запись выступлений Маяковским не выправлена.
«Литературном наследстве», т. 65, М. 1958.
В стенограмме дата указана ошибочно: 8 февраля.
Диспут происходил 9 февраля в Москве в Экспериментальном театре (теперь — филиал Большого театра). В прениях, кроме Маяковского, участвовали В. Ю. Ключников, ректор 2-го МГУ Пинкевич, Н. А. Семашко, В. Ф. Плетнев.
Маяковский выступал на диспуте дважды: второй раз — после заключительного слова Луначарского, который затем снова выступил с ответом Маяковскому.
Заметки о диспуте напечатаны в газетах «Вечерняя Москва», М. 1925, № 33, 10 февраля, «Правда», М. 1925, № 34, 11 февраля и в журнале «Жизнь искусства», Л. 1925, № 8.
…некоторые вопросы, — хотя бы о грязи на Мясницкой вопрос, — нужно решать в общемясницком масштабе. — См. «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» в т. 2 наст. изд., стр. 83.
Стр. 285. Нежданова –1950) — певица, впоследствии народная артистка СССР.
Стеклов — см. примечание к статье «Вас не понимают рабочие и крестьяне» (стр. 583).
Если бы я стал на точку зрения Анатолия Васильевича, что действительно дельных людей партия не может отпустить на дело искусства… — А. В. Луначарский в докладе сказал: «Несмотря на все мое огромное уважение к искусству, я могу сказать, что в нынешнее время коммунист должен еще доказать, что ничем лучшим не может заняться как искусством, а искусство, конечно, дело важное и нужное, но этому делу могут себя посвящать и некоммунисты».
Вопрос формы — это вопрос организации Красной Армии… — А. В. Луначарский в ответ на это сказал в заключительном слове: «Да будет известно т. Маяковскому, что у нас на нескольких съездах шел вопрос о том, как организовать нам нашу Красную Армию: по-новому, по-пролетарски или на тех же основаниях, на каких строится буржуазная армия, и мы пришли к убеждению, что если мы отвергнем буржуазную форму и будем выдумывать свою, то будем биты».
…на выставке АХРР… — Речь идет о VII выставке АХРР (Ассоциации художников революционной России) под названием «Революция, быт и труд», открытой 8 февраля 1925 года в Государственном музее изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Ф. С. (р. 1895) — художник, был членом АХРР.
Бродский И. И. (1884–1939) — художник, впоследствии заслуженный деятель искусств РСФСР. Маяковский говорит о его картине «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого».
Мариенгоф — поэт-имажинист, автор ряда формалистических произведений с установкой на подчеркнутое эпатирование читателя.
…я не могу видеть никакой разницы между вырисовыванием членов Государственного совета и между вырисовыванием работников нашего Коминтерна. — Маяковский сопоставляет картину Бродского с картиной И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета» (написана при участии Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова).
Стр. 287…. в одном месте фон — Москва-река, в другом месте фон — бушующее море, взятое у Серова. — Имеются в виду картины И. И. Бродского «В. И. Ленин на фоне Кремля» (1923) и, по-видимому, «В. И. Ленин на фоне Волховстроя», завершенная позднее: в 1926 году.
Серов В. А. (1865–1911) — художник. Здесь подразумевается его картина «Петр I».
…время зарисовки, время корпения с карандашом там, где есть великолепное изображение фотографии, ушло в далекое прошлое. — Высказывания Маяковского о портретной живописи подверглись критике в заключительном слове А. В. Луначарского, который сказал: «Фотография дает случайный момент, и только художник может синтезировать и дать настоящий образ человека.
Я думаю, что все-таки аппарат, который в нашем мозгу, гораздо выше фотографического аппарата и синтезировать, мыслить и чувствовать может только он. А картина не есть только химически обработанная пластинка, а это есть огромный акт социально-психологического творчества».
Петер Пауль (1577–1640) — фламандский живописец.
Рембрандт (Рембрандт Харменс ван Рейн) (1606–1669) — голландский живописец.
Ак — имеется в виду Управление академических театров.
…пьески т. Третьякова… — Речь идет о пьесе поэта С. М. Третьякова «Противогазы» о рабочих газового завода. В 1924 году она была поставлена Первым Рабочим театром Пролеткульта. Спектакли шли в цехе Московского газового завода.
Сейфуллина Л. Н. (1889–1954) — автор повестей «Перегной» (1922), «Правонарушители» (1922), «Виринея» (1924), рисующих жизнь деревни в первые годы Октябрьской революции.
В. Ф. (1886–1942) — писатель и критик, один из теоретиков и руководителей Пролеткульта. Ошибки В. Плетнева в вопросе о пролетарской культуре отмечает В. И. Ленин в записке от 27 сентября 1922 года (В. И. Ленин, Сочинения, т. 35, стр. 475). См. также заметки В. И. Ленина на полях статьи В. Плетнева «На идеологическом фронте» (сб. «В. И. Ленин о литературе и искусстве», Гослитиздат, М. 1957, стр. 497–509).
Я уже указывал на одном диспуте… — См. выступление на Первой Всесоюзной конференции пролетарских писателей (стр. 269).
Брик — см. примечание к статье «За что борется Леф?» (стр. 553).
…преодолевая эти цепкие тенета производственного искусства. — Речь идет об одной из теорий Лефа, согласно которой назначением искусства является производство утилитарных «вещей». Одним из создателей теории производственного искусства был О. М. Брик, писавший еще в 1918 году: «Надо немедленно организовать институты материальной культуры, где художники готовились бы к работе над созданием новых вещей пролетарского обихода, где бы вырабатывались типы этих вещей, этих будущих произведений искусства. <…> не идея, а реальная вещь — цель всякого истинного творчества <…>» (О. М. Брик, «Дренаж искусства». Газета «Искусство коммуны», П. 1918, № 1, 7 декабря). См. также его статью «От картины к ситцу» в журнале «Леф», М. — Л. 1924, № 2.
…моссельпромовская работа моя… — Маяковский много и серьезно работал над созданием поэтической рекламы для торговых и хозяйственных государственных учреждений, в частности для Моссельпрома. (См. т. 5 наст. изд.)
Леф не группка, течение Леф — это всегдашняя тенденция, всегдашняя борьба форм… — См. также высказывание Маяковского на диспуте «Футуризм сегодня» 3 апреля 1923 года: «…мы не делаем для вечности…» и т. д. (стр. 262).
…как сейчас парижская выставка… — Маяковский говорит о подготовке страны к выступлению на Международной художественно-промышленной выставке, открытой в Париже в мае 1925 года. На выставку были отправлены, в частности, рекламные плакаты Маяковского и художника А. М. Родченко, впоследствии удостоенные серебряной медали. (См. т. 5 наст. изд., стр. 455–456.)
Пролеткульт — сокращенное название объединения пролетарских культурно-просветительных организаций. Участники Пролеткульта проповедовали отказ от культурного наследия прошлого и создание «чисто пролетарской» культуры. Ошибочность пролеткультовских позиций раскрыта в проекте резолюции «О пролетарской культуре», написанном В. И. Лениным в 1920 году (см. Сочинения, т. 31, стр. 291–292), и в письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (1920).
…пролетарские писатели… — Имеется в виду Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей (ВАПП).
Стр. 290. …нужно бы не только на замочек квартиру свою закрыть… — А. В. Луначарский сказал: «Мы вступаем в расцвет литературы. Леф должен это понять, свою квартирку на замок замкнуть: они отжили».
Стр. 291…«»… — О необходимости идти «назад к Островскому», чтобы поучиться у него «некоторым сторонам мастерства», писал А. В. Луначарский в статье «Об А. Н. Островском и по поводу его» («Известия ВЦИК», М. 1923, № 78 и 79, 11 и 12 апреля).
Бабель И. Э. (1894–1941) — писатель, автор «Одесских рассказов» и «Конармии».
…в голове молодого, двадцатишестилетнего юноши, прошедшего всю Советскую Россию вдоль и поперек и перенесшего на своих плечах войну… — Маяковский говорит о писателе Леониде Леонове (р. 1899).
Супрематисты — представители беспредметно-формалистического течения, возглавленного русским живописцем К. С. Малевичем незадолго до Октябрьской революции; сводили задачи живописи к отвлеченным построениям цветовых поверхностей.
Кубисты — представители формалистического направления в изобразительном искусстве, выдвинули принцип разложения предмета на геометрические элементы его формы. Кубизм впервые возник во Франции в начале XX века.