• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Третьяков С. М.: Вместе с Маяковским

    Вместе с Маяковским

    Обычно мы с Маяковским писали так - я заготовлял стихотворение вчерне, и затем, прослушав его, он делал свои исправления, а то и брал домой для того, чтоб вставить целые строфы. Сейчас через тринадцать лет вспоминаются лишь частности, в целом же работа была так тесно переплетена, что отделить трудно. Следить за тем, что он поправит, имело двойной интерес - это была и корректура неоспоримого мастера, у которого я учился законам агит- и рекламстиха, а с другой стороны, здесь увлекало наблюдение за тем, как то или иное поэтическое задание оформляет поэт иного склада, чем ты сам.

    Сейчас, конечно, трудно точно воспроизвести все поправки Маяковского, но кое-какие, поразившие в свое время воображение своей неожиданностью и верностью, остались в памяти.

    "Новый хозяин в рабочей кепке",- написал я в "Рассказе про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей".

    "Новый хозяин - рабочий в кепке",- исправил Маяковский мой метафорический оборот на плакатно однозначный и недвусмысленный.

    Я писал:

    Пропорол рабочий хозяйский жилет,
    пригвоздив штыком на нужное место.

    Художник-плакатист, знающий цену рядом положенным чистым пятнам краски, Маяковский исправил "пригвоздив" на "пригвоздил".

    У меня было:

    Во всякой нужде, всякой беде
    помощи лучшей не найдешь нигде.

    Маяковский переделал:

    Во всякой беде,
    во всякой невязке
    в завком направляйте шаг пролетарский.

    У меня было по пункту о прозодежде написано:

    Свою на заводе не стану трепать я,
    Подавай, союз, рабочее платье.

    Маяковский поправил:

    1.

    У меня было о "Кодексе законов о труде":

    А под этой книжкой подпись: Калинин.

    Маяковский уточнил:

    А при нем (кодексе) закон и надпись - Калинин.

    Ломка привычной поэтики и литературной фразы в интересах наибольшей ясности и недвусмысленности для читателя вещи, облик, словарь и стиль которого все время вел творческую мысль поэта,- вот что запомнилось мне из этой работы с Маяковским.

    Добавлю, что заглавия для совместных работ сделаны Маяковским.

    Когда я принес Маяковскому реклам-поэму о "Климе из черноземных мест, про Всероссийскую выставку и Резинотрест", написанную мной в стиле его агитки о том, "Как кума о Врангеле толковала без всякого ума" - вещь ему очень понравилась. Он хвалил ее парадоксально-гиперболические, а также частушечные места:

    Лошадь, а не кура.

    В это время дождь пошел
    в руку толщиною.

    Без галош тяжело ж!

    Каплет с носа, каплет с уха,
    а в галошах всюду сухо.

    Каплет с уха, каплет с носа,
    а галошам нет износа.

    Эта трубка не простая,
    а отнюдь клистирная.

    Не гребенка, а краса,
    вся из каучука.
    Я гребенкой волоса
    виться научу-ка.

    тут и фруктов глянец

    он изменил на:

    тут и фрукты в глянце.

    У меня:

    Видит - выводок вещей
    марки "Треугольник".

    У Маяковского:

    Видит:
    выводок вещей
    с маркой треугольной.

    У меня:

    тут тебе и малый мяч,
    и большой футбольный.

    У Маяковского:

    красный мяч, да пестрый мяч,
    и большой футбольный.

    Когда я ему читал строфу:

    Из корзины Клим берет
    разные игрушки.

    Маяковский, чем-то отвлекшись, спросил вдруг - "Что берет?"

    "Разные игрушки",- повторил я строку. Но на реплику уже пришли строки:


    Клим
    берет...
    Что берет?
    Игрушки.

    У меня было:

    Хороша машина,
    новенькая шина.

    Маяковский исправил:

    Хвастаясь машиною,
    гонит новой шиною.

    Но особенно запомнилось, как Маяковский работал над вторым и третьим вступительными четверостишиями, которые мне не дались. Рифма заела: "Выставка" - "Сельскохозяйственная" - "Всероссийская". Помню написалось вроде:

    Сердце, радость выстукай,
    звонче лейтесь речи.
    ... сельской выставкой
    на Замоскворечьи.

    И еще были строки:

    ввек нигде не выискать
    и... всероссийская.

    Маяковский забраковал первые строки, в особенности же вторую насчет речей, которая явно была пристегнута для рифмы.

    Работали мы в его кабинете на Водопьяном переулке. Был тут и Асеев. Маяковский не шел ни на какие легкие варианты, где труднорифмующиеся слова засовывались бы в середину строки.

    Он ходил по комнате, бормоча рифмы, напоминавшие то "аиста", то "свиста", и произнес найденные им две заключительные строки:


    дело всероссийское.

    где были гости, и читал найденное. Оно было остроумно, но к стихотворению не подходило.

    Прошло полтора часа. Я тоже выбыл из строя. Но Маяковский, чем больше ускользала от него строфа, тем азартнее он старался ее одолеть. Он вдруг повернул найденное им двустишие на несколько градусов:

    Сразу видно - не простая,
    Всероссийская,

    И прочел его начало:


    моторов стая,
    снизу -
    люди, тискаясь.

    И через несколько минут шагания, прочел, торжествуя, первую строфу, которая и меня и Асеева поразила неожиданностью своего решения, полнозвучностью и большой зримостью:


    пламя улиц за сто:
    первая из Выставок
    сельского хозяйства.

    Примечания

    (1892-1939) - писатель, один из основных участников группы Леф. В 1923 г. им совместно с Маяковским были написаны агитпоэмы: "Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей" и "Рассказ про Клима из черноземных мест, про Всероссийскую выставку и Резинотрест".

    Воспоминания впервые опубликованы в газ. "Литература и жизнь", М. 1960, 1 апреля. Печатаются по рукописи (БММ).

    1 Во всех изданиях агитпоэмы эта строка читается:

    подавай завод -

    Вероятно, неточность в цитате - ошибка памяти мемуариста.

    Раздел сайта: