• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Гзовская О. В.: Мои встречи с поэтом

    Мои встречи с поэтом

    Мои первые встречи с Маяковским относятся к его юным гимназическим годам. Он часто заходил к моему брату, из комнаты которого доносились громкие споры, и особенно выделялся зычный голос Маяковского. Брат учился тогда в Третьей московской гимназии.

    Сверкающие темные глаза, вихрастые волосы, озорной взгляд, всегда энергичный, с быстрой сменой мимики очень красивого лица - таким я помню тогда Маяковского.

    Раза два или три происходили у меня с ним беседы. Я была тогда еще очень молодой актрисой Московского Малого театра. Это был сезон 1906-1907 гг. - начало моей сценической жизни. Я играла роль Эрики в пьесе Макса Драйера "Молодежь" и роль Теи в пьесе Зудермана "Праздник жизни".

    Я спросила Маяковского - бывает ли он в театре, на что он мне ответил: "Не люблю я Зудерманов, на такие пьесы ходить не стоит. Сыграли бы вы что-нибудь настоящее, а то знаменитость, а играет не то". Я рассердилась на смелого юношу и решила о театре с ним не беседовать.

    В то время большой популярностью среди революционной молодежи пользовалось стихотворение поэта Тарасова "Тише". Это стихотворение я узнала от моего брата. В нем говорилось о том, как в одиночном заключении политический узник встречает морозный рассвет. Стихотворение очень сильное, глубокое и трагическое.

    В гимназии брата был концерт, на котором я выступала с чтением этого стихотворения. На концерте был и Маяковский. Дня через два после этого я встретилась с Маяковским у нас в передней. Рядом с ним стоял скромный белокурый гимназист - Сережа Медведев. Они оба были довольны моим репертуаром.

    - Здорово вы читали, - сказал Маяковский, - сильно... Наш Медведев дрожал как в лихорадке: боялся, как бы вам, артистке императорских театров, не попало за это выступление, - и он расхохотался раскатистым мальчишеским смехом.

    Я ему ответила:

    - Погодите, не то еще будет, я теперь готовлю "Каменщика" Брюсова и "Море" Гессена - профессора Петербургского политехнического института.

    Медведев и Маяковский тут же уговорили меня прочитать им мои новые работы. Стихотворение Гессена я помню не целиком и привожу часть текста:

    Ночь бушует... На берег, на берег скорей!
    Мчится буря на вольном просторе,
    И на битву с позором и гнетом цепей
    Высылает бойцов своих море!..
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Беспощадные волны на черный утес
    Налетают могучею ратью
    И в предсмертной тоске, диким воплем угроз,
    Предают исполина проклятью.
    И шумит океан, необъятно велик,

    И сливается с ней мой восторженный крик:
    Свобода! Свобода!

    Молодежь была довольна. Маяковский заявил:

    - Вот это уж лучше, чем умирающий лебедь Бальмонта 1.

    Помню, из комнаты брата, когда приходил к нему Маяковский, не раз доносились тюремные частушки, сочиненные студентами и дошедшие до гимназистов. Громкими молодыми голосами они распевали их. Некоторые частушки помню до сих пор:

    В одиночном заключенье
    Привыкали как могли.
    Ах вы, сени, мои сени,
    Сени новые мои.

    Нас заочно осудили,
    Это в моду уж вошло.
    Без меня меня женили,
    Меня дома не было.

    Трепов сам не понимает,
    Кто попался, где, когда?
    Птичка божия не знает
    Ни заботы, ни труда.

    В дальний путь благополучно
    Нас Зубатов снарядит.
    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит.


    Все болота да леса.
    Пропадай моя телега,
    Все четыре колеса.

    После этих встреч с Маяковским-гимназистом прошло много лет. Я встретилась с ним вновь уже после революции. Это был 1918 год. Появилась книга Маяковского "Облако в штанах"2. Я купила ее и принялась читать. Это было очень трудно, и в то же время меня увлекла поэма, возникло большое желание включить ее в свой репертуар, но как подносить эти стихи слушателю, как их читать - не знала.

    Я хотела услыхать, как сам Маяковский читает свои стихи. Тут мне помог случай. Как-то мартовским вечером я проходила мимо кинематографа "Форум" на Сухаревой-Садовой. Мне бросилась в глаза крикливая и яркая афиша "Вечер футуристов". Крупными буквами было напечатано: "Поэт Маяковский читает свои стихи". Я немедленно очутилась в зале. Народу было очень мало. Экран был опущен. Перед экраном, верхом на барьере, отделявшем оркестр от публики, с лорнетом в руках, сидел Бурлюк. Рядом с ним - кудрявый, белокурый, веселый, озорной Василий Каменский. На сцене, ярко выделяясь на белом фоне экрана, стоял Маяковский: горящие, огненные глаза, огромный, высокий - он читал свои стихи. Все в нем меня поразило. Все было ново и необычно: и мощь голоса, и красота тембра, и темперамент, и новые слова, и новая форма подачи.

    Впечатление было огромное. Маяковский закончил. Я сидела в последних рядах. В публике раздались аплодисменты и смешки. Два-три человека возмущенно встали и собрались уходить... И вдруг громкий окрик Маяковского:

    - Эй, куда вы! Постойте! Смотрите, Гзовская к нам пришла! Не уходите! Она сейчас будет нам читать!

    Я с места ответила:

    - Владимир Владимирович, что вы! Я же ваших стихов не читаю.

    Маяковский махнул рукой и, жестом призывая меня на эстраду, ответил:

    - А все, что хотите.

    Поднялся шум. Бурлюк и Каменский хлопают в ладоши:

    - Просим, просим!

    Публика присоединилась к ним.

    Я вышла на эстраду. Маяковский был очень доволен неожиданным союзом. Ему было по душе смятение вокруг, нравилось, что вечер кончается так необычно. Я стала читать Блока, Андрея Белого, Игоря Северянина, "Деревню" Пушкина. А когда кончила, Владимир Владимирович заявил:

    - Скоро вы и мои стихи от нее услышите. Гзовская будет их читать.

    После окончания вечера Маяковский провожал меня домой, по дороге читал свои стихи. Мы условились о встрече на другой день, Маяковский обещал прийти почитать свои стихи и показать мне, как их надо читать.

    На следующий день в передней раздался звонок. Вошел Маяковский. В комнате он казался мне еще больше и выше, чем в зале "Форума". Он весело сказал:

    И мы сразу же принялись за дело. Он встал у камина и начал читать.

    Что он читал? "Послушайте!", "Мама и убитый немцами вечер", "Военно-морская любовь", "Вот так я сделался собакой", "Последняя петербургская сказка", "Облако в штанах".

    Слова и форма - все было ново, захватывало и волновало.

    Я робела, думая о том, как передам все то, что так чудесно умел передавать Маяковский. Впечатление у меня осталось очень сильное, но я сама еще не решилась при нем читать. Попробовала, но не была собою довольна. Маяковский сказал: "Ну, для первого раза довольно. Я вижу, вам все так понравилось, что, вы увидите, у вас здорово получится. Я скоро зайду к вам опять, принесу что-нибудь совсем новое, что никто никогда не слыхал".

    Дня через два опять пришел Маяковский - необыкновенно радостный и счастливый. Он встал посередине комнаты и прочитал свое новое стихотворение "Наш марш", Я была в восторге. Владимир Владимирович сказал:

    - Ну, если вам нравится, в чем же дело? Читайте.

    - Как же я буду читать? - ответила я. - Где же текст? Ведь он еще не напечатан?

    Маяковский рассмеялся.

    - Не велика трудность, текст здесь, - похлопал он себя по лбу. - Давайте, я его вам сейчас запишу. Но я рад, что вам понравилось. Ну, давайте карандаш.

    Мне очень хотелось, чтобы он написал пером, но он выбрал на письменном столе цветной карандаш с синим и красным концами и начал писать. Писал быстро, не отрываясь. Четверостишие "Дней бык пег..." записывал, насвистывая ритм строк. На третьем четверостишии синий карандаш сломался. Он не стал его чинить и продолжал остальное дописывать красным. Поэтому половина стихотворения написана красным карандашом, половина - синим. В конце он сделал поправку: написал сперва "Бодрость, пей и пой", потом зачеркнул эту строку и переделал на "Радость, пей и пой" 3.

    Написав текст стихотворения, Маяковский стал меня тут же учить, как надо читать его.

    Я взяла слишком громко и женским голосом, получился крик. Как же схватить силу и мощь и не впадать в крик?

    Маяковский сказал:

    - Дело не в силе и громкости голоса. Давайте весь ваш темперамент, а голос ваш не подкачает.

    Мы стали искать, как достигнуть такой силы. Во-первых, надо было разобраться в словах, расшифровать их смысл. Что значит "медленна лет арба"?

    - Как это - лет арба? - спросила я,- когда говоришь - непонятно.

    Маяковский серьезно посмотрел на меня и ответил:

    - Вам же у Пушкина "телега жизни" понятна. Почему же вам непонятна у меня "арба лет"? Разве не ясно? Надо читать без декламации, просто, от сердца. Все дойдет.

    "Наш марш". Других авторов я читать не буду, а из стихов Маяковского прочитаю еще "Военно-морскую любовь", "Петербургскую сказку" и "Сказку о красной шапочке".

    Вскоре я выступила с этой программой на концерте, организованном в помещении бывшего Камерного театра в помощь жертвам войны 4.

    Масса народу... публика разная... Молодежь много хлопает и кричит "бис". Одновременно раздаются свистки и шиканье, возгласы: "Гзовская, что за дрянь вы читаете!"

    - Это не дрянь, это я, Маяковский, автор, поэт,- сочинил. А вы просто понять не можете. Жаль мне вас, очень жаль.

    "бис". Под этот шум мы с Маяковским уходим под руку за кулисы.

    Я одна вернулась к публике и на конец прочитала "Военно-морскую любовь". Это стихотворение приняли все, и скандал прекратился. Маяковский был рад, что я в этот вечер, кроме его стихов, никаких других не читала.

    - Благодарю вас, что в программе не было салата-оливье,- сказал он.

    После этого я часто читала стихи Маяковского на концертах, выступала вместе с ним на мебельной фабрике им. Шмидта, на Трехгорной мануфактуре. Рабочая аудитория принимала Маяковского очень хорошо.

    Однажды я участвовала в концерте, организованном для воинских частей в Кремле в Митрофаньевском зале. Это было в 1919 году 23 февраля, в день Красной Армии. На концерте присутствовал Владимир Ильич. Он сидел в первом ряду, сложив руки на груди, и внимательно смотрел на все происходившее на сцене.

    марш с красными знаменами. Движения их были наступательные, вперед, на авансцену. Об этом номере я упоминаю потому, что в воспоминаниях В. Бонч-Бруевича говорится, что Гзовская скакала по сцене. Этого не было, скакала и наступала с флагом Элли Рабенек. В. Бонч-Бруевич запамятовал 5.

    В этот вечер в моей программе были стихи Пушкина, а закончила я стихотворением Маяковского "Наш марш". Как сейчас, вижу слегка прищуренные глаза Владимира Ильича, смотревшие внимательно на меня во время моего чтения.

    По окончании концерта в комнате рядом с залом был подан чай, и тут произошел мой разговор о Маяковском с Владимиром Ильичом. Он спросил: "Что это вы читали после Пушкина? И отчего вы выбрали это стихотворение? Оно не совсем понятно мне... там все какие-то странные слова". Я отвечала Владимиру Ильичу, что это стихотворение Маяковского, которое он доверил мне исполнять. Непонятные слова я старалась объяснить Владимиру Ильичу так же, как мне объяснял это стихотворение сам Маяковский.

    Владимир Ильич сказал мне: "Я не спорю, и подъем, и задор, и призыв, и бодрость - все это передается. Но все-таки Пушкин мне нравится больше, и лучше читайте чаще Пушкина". Никакого возмущения или беспощадной критики поэзии Маяковского в тот вечер я от Владимира Ильича не слыхала 6.

    Примечания

    (1884-1962) - артистка.

    Воспоминания печатаются впервые, по рукописи.

    1 Стихотворение К. Бальмонта "Лебедь".

    2 Имеется в виду второе (бесцензурное) издание "Облака в штанах", вышедшее в феврале 1918 г. Первое издание поэмы вышло в 1915 г.

    3 "Наш марш" в настоящее время хранится в БММ.

    4 Концерт в помощь жертвам войны состоялся 20 марта 1918 г. По поводу выступления на нем О. Гзовской со стихами Маяковского в одном из репортерских отчетов сообщалось: "Вчера в благотворительном концерте О. В. Гзовская впервые читала стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского, Первый раз из уст большого артиста прозвучали строфы левых, футуристических веяний" (газ. "Эпоха", М. 1918, 21 марта).

    5 Имеется в виду статья В. Д. Бонч-Бруевича "Ленин о поэзии". - Журн. "На литературном посту", М. 1931, No 4.

    6 Автор полемизирует в данном случае с указанной выше статьей В. Д. Бонч-Бруевича. Вспоминая в ней о "резко отрицательной" реакции В. И. Ленина на стихотворение "Наш марш", с которым выступила артистка О. Гзовская, В. Бонч-Бруевич сделал из этого ложный вывод: "Его (Ленина. - Н, Р.) ".

    Н. К. Крупская, вспоминая об этом концерте, писала: "Однажды нас позвали в Кремле на концерт, устроенный для красноармейцев. Ильича провели в первые ряды. Артистка Гзовская декламировала Маяковского: "Наш бог - бег, сердце - наш барабан" - и наступала прямо на Ильича, а он сидел, немного растерянный от неожиданности, недоумевающий, и облегченно вздохнул, когда Гзовскую сменил какой-то артист, читавший "Злоумышленника" Чехова" (Н. К. Крупская, О Ленине, М. 1960, стр. 72).

    Раздел сайта: