СТИХИ О КРАСОТАХ АРХИТЕКТУРЫ В Париже, в Венсене, рухнул дом, придавивший 30 рабочих. Министры соболезновали. 200 коммунистов и демонстрантов арестовано. Из газет Красивые шпили домов-рапир видишь, в авто несясь. Прекрасны в Париже пале ампир, прекрасны пале ренесанс. 10 Здесь чтут красоту, бульвары метя, искусству почет здоров - сияют векам на дворцовых медях фамилии архитекторов. Собакой 20 на Сене чернеют дворцы на желтизне на осенней, а этих самых дворцов творцы сейчас синеют в Венсене. Здесь не плачут 30 и не говорят, надвинута кепка на бровь. На глине в очередь к богу в ряд тридцать рабочих гробов. Громок 40 парижских событий содом, но это - из нестоящих: хозяевам наспех строили дом, и дом обвалился на строящих. По балкам будто 50 растерли томат. Каменные встали над _яминою - каменное небо, каменные дома и горе, огромное и каменное. Закат кончается. Час поздноват. Вечер 60 скрыл искалеченности. Трудно любимых опознавать в человечьем рагу из конечностей. Дети, чего испугались крови?! Отмойте папе 70 от крови щеку! Строить легочь небесных кровель папе - небесному кровельщику. О папе скорбь глупа и пуста, он - ангел французский, 80 а впрочем, ему и на небе прикажут стать божьим чернорабочим. Сестра, чего склонилась, дрожа, - обвисли руки-плети?! 90 Смотри, как прекрасен главный ажан в паре солнц-эполетин. Уймись, жена, угомонись, слезы утри у щек на коре... 100 Смотри, пришел премьер-министр мусье Пуанкаре. Богатые, важные с ним господа, на портфелях корон отпечатки. Мусье министр поможет, 110 подаст... пухлую ручку в перчатке. Ажаны, косясь, оплывают гроба по краю горя мокрого. Их дело одно - "пасэ а табак", то есть - 120 "бей до_ крови". Слышите: крики и песни клочки домчались на спинах ветров... Это ажаны в нос и в очки наших бьют у метро. 130 Пусть глупые хвалят свой насест - претит похвальба отеческая. Я славлю тебя, "репюблик франсэз", свободная и демократическая, 140 Свободно, братья, свободно, отцы, ждите здесь вознесения, чтоб новым Людовикам пале и дворцы легли собакой на Сене. Чтоб город 150 верхами до бога дорос, чтоб видеть, в авто несясь, как чудны пале Луи Каторз, ампир и ренесанс. Во внутренности 160 не вмешиваюсь, гостя, лишь думаю, куря папироску: мусье Париж, на скольких костях твоя покоится роскошь? [1928] |
Примечания
Стихи о красотах архитектуры 64 (БММ); журн. «Огонек», М. 1928, № 52, 23 декабря; сб. «Туда и обратно»; Сочинения, т. 8.
В настоящем издании в текст 8 тома Сочинений внесены исправления: в строках 15–17 вместо «сияют веками на дворцовых медях» — «сияют векам на дворцовых медях»; в строках 95–96 вместо «Уймитесь, жена, угомонитесь» — «Уймись, жена, угомонись» (по автографу, журн. «Огонек» и сб. «Туда и обратно»); в строках 39–40 вместо «Громок парижских событий ход» — «Громок парижских событий содом» (по автографу).
Стихотворение написано во время пребывания Маяковского в Париже (см. ниже примечания к стихотворению «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»
В «Огоньке» проиллюстрировано документальными фотографиями.
Строки 7–9. … пале ренесанс. — Пале (франц. palais) — дворцы, палаты. Ампир — архитектурный и художественный стиль, возникший во Франции в годы империи Наполеона I. Ренессанс — стиль европейского искусства эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.).
Строка 28. Венсен — район Парижа.
Ажан — полицейский.
Строка 145… новым Людовикам — здесь в смысле: новым королям, — королям капитала (Людовик — имя многих французских королей).
–158. См. выше примечание к строкам 7–9