• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Во избежание умственных брожений, стихи написав, объясняю их: стихи в защиту трудовых сбережений, но против стяжателей, глупых и скупых

                  ВО ИЗБЕЖАНИЕ
              УМСТВЕННЫХ БРОЖЕНИЙ,
    
       стихи написав,
                     объясняю их:
       стихи
             в защиту
                      трудовых сбережений,
       но против
                 стяжателей,
                             глупых и скупых.
    
       Иванов,
              пожалуй, слишком
       экономией взволнован.
       Сберегательная
                      книжка
       завелась у Иванова.
       Иванов
              на книжку эту
       собирает
    10          деньги
                       так -
       бросивши
                читать газету,
       сберегает
                 в день
                        пятак.
       Нежен
             будучи
                    к невесте,
    20 он
          в кино
                 идет не вместе.
       Не води
               невест и жен -
       и полтинник
                   сбережен.
       Принимает
                 друга
                       стоймя,
    30 чай
           пустой
                  и то не даст вам.
       Брата
             выгонит из дома,
       зря
           не тратясь
                      на хозяйство.
       Даже
            бросил
    40             мылом мыться -
       сэкономлю-де
                    немножко.
       И наутро
                лапкой
                        рыльце
       моет он,
                как моет кошка.
       Но зато
               бывает рад он
    50 приобресть
                   кольцо на палец:
       - Это, мол,
                   хотя и трата,
       но,
           кольцо
                  на случай спрятав,
       я
         имею
              капиталец. -
    60 Какое дело
                  до стройки,
                              до ломки -
       росли б
               сбережений комья.
       Его
           интересует
                      из всей экономики
       только
              своя экономия.
    70 Дни
           звенят
                  галопом конниц,
       но у парня
                  мысли звонче:
       как бы
              это
                  на червонец
       набежал
               еще червончик.
    80 Мы
          не бережливости ругатели,
       клади
             на книжку
                       лишки,
       но помни,
                 чтоб книжкой сберегательной
       не заслонялись
                      другие книжки.
       Помни,
    90        что жадность
                           людям
                                  дана
       не только на гроши,
       строительству
                     жадность
                              отдай до дна,
       на жизнь
                глаза
                      расширь!
    
       [1928]
    

    Примечания

    (стр. 346). Черновой автограф в записной книжке 1928 г., № 62 (БММ); беловой автограф с поправками (БММ); газ. «Комсомольская правда», М. 1928, № 231, 4 октября; Сочинения, т. 7.

    В настоящем издании в текст 7 тома Сочинений внесено исправление: восстановлены по двум автографам и газете «Комсомольская правда» случайно выпавшие при наборе строки 17–22.

    Стихотворение написано в связи с дискуссией, которая продолжалась на страницах «Комсомольской правды» в течение нескольких месяцев. Поводом для этой дискуссии явилась напечатанная в № 140 от 19 июня 1928 г. заметка юнкора Цециора «Поразительно, как парень изменился». Автор заметки рассказывал о своем товарище, некоем Ч., ранее ходившем оборванным и грязным, а теперь, по его мнению, ставшем «в полном смысле культурным человеком». С восхищением и многочисленными подробностями он описывал бытовую организованность этого Ч.:

    «Обедает и ужинает каждый день. По вечерам переодевается и отправляется в кино либо в театр. Я никогда не замечал, чтоб он брал с собою девочку. Он их избегает… В получку примерно он получает 45 рублей, оставляет на еду 15 рублей, членский взнос в организацию и на развлечения — рублей 10, а остальные кладет на сберегательную книжку. Чрезвычайно бережливый, не хулиганит, не курит, не пьет. Прямо редкость для нашего строя! Побольше бы таких ребят было у нас в комсомоле».

    «Комсомольской правды» за три недели поступило двести писем. Одни возмущались («Цециор показал нам мещанина в комсомольской куртке»), ссылаясь при этом на строки Маяковского «Быть коммунистом — значит дерзать, думать, хотеть, сметь». Другие считали, что Ч. «еще может быть с нами, если на него обратят внимание лучшие комсомольцы». Третьи утверждали, что «называть мещанином того, кто строит свое благополучие своим трудом — абсурдно», и целиком защищали Цециора. 29 июня и 15 июля газета дала две подборки из этих писем. В редакционной статье, помещенной также 15 июля, газета формулировала свою точку зрения: «Мы не против сберкнижки, но мы даем тревожный сигнал, когда сберкнижка заслоняет общественность».

    В ходе дискуссии выяснилось, что Цециор написал заметку о самом себе. Общественное негодование было столь велико, что над Цециором был устроен продолжавшийся два дня общественный суд. (Отчеты о нем помещены в № 193 и 194 «Комсомольской правды» от 21 и 22 августа под заголовком «Воинствующие мещане».) Выяснилось, что Цециор имел на тысячу рублей облигаций, копил деньги на золотые часы и в то же время заставлял голодать сестру, которую специально выписал из провинции, чтобы она его обслуживала. Заключительная подборка, в которой 4 октября было помещено стихотворение Маяковского, а также сообщение об исключении Цециора из комсомола, объединена развернутой редакционной «шапкой»: «Воинствующие мещане. Цена облигации и цена организации. Скупой рыцарь в комсомоле. Для чего нужен комсомольский билет. Мирная обитель или боевой отряд. Колесо цециоровской жизни. Чего добивается мещанин».

    Не исключено, однако, что оно дорабатывалось и позднее.

    Разделы сайта: