• Приглашаем посетить наш сайт
    Сомов (somov.lit-info.ru)
  • Галопщик по писателям

               ГАЛОПЩИК ПО ПИСАТЕЛЯМ
    
        Тальников
                  в "Красной нови"
                                   про меня
        пишет
              задорно и храбро,
        что лиру
                 я
                   на агит променял,
        перо
     10      променял на швабру.
        Что я
              по Европам
                         болтался зря,
        в стихах
                 ни вздохи, ни ахи,
        а только
                 грублю,
                         случайно узря
        Шаляпина
     20          или монахинь.
        Растет добродушие
                          с ростом бород.
        Чего
             обижать
                     маленького?!
        Хочу не ругаться,
                          а, наоборот,
        понять
               и простить Тальникова.
     30 Вы молоды, верно,
                          сужу по мазкам,
        такой
              резвун-шалунишка.
        Уроки
              сдаете
                     приятным баском
        и любите
                 с бонной,
                           на радость мозгам,
     40 гулять
               в коротких штанишках.
        Чему вас учат,
                       милый барчук, -
        я
          вас
              расспросить хочу.
        Успела ли
                  бонна
                        вам рассказать
     50 (про это -
                   и песни поются)-
        вы знаете,
                   10 лет назад
        у нас
              была
                   революция.
        Лиры
             крыл
                  пулемет-обормот,
     60 и, взяв
                лирические манатки,
        сбежал Северянин,
                          сбежал Бальмонт
        и прочие
                 фабриканты патоки.
        В Европе
                 у них
                       ни агиток, ни швабр
        чиста
     70       ажурная строчка без шва.
        Одни -
               хореи да ямбы,
        туда бы,
                 к ним бы,
                           да вам бы.
        Оставшихся
                   жала
                        белая рать
        и с севера
     80            и с юга.
        Нам
            требовалось переорать
        и вьюги,
                 и пушки,
                          и ругань!
        Их стих,
                 как девица,
                             читай на диване,
        как сахар
     90           за чаем с блюдца, -
        а мы
             писали
                    против плеваний,
        ведь, сволочи -
                        все плюются.
        Отбившись,
                   мы ездим
                            по странам по всем,
        которые
    100         в картах наляпаны,
        туда,
              где пасутся
                          долларным посевом
        любимые вами -
                       Шаляпины.
        Не для романсов,
                         не для баллад
        бросаем
                свои якоря мы -
    110 лощеным ушам
                     наш стих грубоват
        и рифмы
                будут корявыми.
        Не лезем
                 мы
                    по музеям,
        на колизеи глазея.
        Мой лозунг -
                     одну разглазей-ка
    120 к революции лазейку...
        Теперь
               для меня
                        равнодушная честь,
        что чудные
                     рифмы рожу я.
        Мне
            как бы
                   только
                          почище уесть,
    130 уесть покрупнее буржуя.
        Поэту,
               по-моему,
                         слабый плюс
        торчать
                у веков на выкате.
        Прощайте, Тальников,
                             я тороплюсь,
        а вы
             без меня чирикайте,
    140 С поэта
                и на поэта
                           в галоп
        скачите,
                 сшибайтесь лоб о лоб.
        Но
           скидывайте галоши,
        скача
              по стихам, как лошадь.
        А так скакать -
    150                 неопрятно:
        от вас
               по журналам...
                              пятна.
    
        [1928]
    

    Примечания

    Галопщик по писателям –130 (как составная часть тезисов, подготовленных для выступления перед аудиторией) в записной книжке 1928 г. № 62 (БММ); газ. «Читатель и писатель», М. 1928, № 36, 8 сентября; сб. «Без доклада не входить».

    Печатается по тексту сборника «Без доклада не входить».

    Стихотворение написано в ответ на статью критика Д. Тальникова (род. в 1882) в журнале «Красная новь» (1928, кн. 8), содержавшую грубый «разнос» «американских» стихов и очерков Маяковского с позиций, диаметрально противоположных позициям поэта. Маяковский видел в работе поэтов для газеты плодотворную форму их связи с современностью и один из путей, ведущих к обновлению и обогащению поэзии. Тальников же, как и все эпигоны «чистого искусства», отождествлял злободневность темы с поверхностностью. Не понимая гражданской страстности Маяковского, он пренебрежительно называл его стихи «газетными агитками», проявляя при этом претенциозность и отсутствие понимания стиха. Маяковского не мог не задеть и развязно-пренебрежительный, грубый тон статьи. 16 августа 1928 г., ознакомившись со статьей Тальникова, он послал редакции «Красной нови» краткое письмо:

    «Изумлен развязным тоном малограмотных людей, пишущих в «Красной нови» под псевдонимом «Тальников». Дальнейшее мое сотрудничество считаю лишним».

    10 сентября 1928 г. Маяковский выступил на вечере, организованном по его инициативе редакцией «Комсомольской правды». Он предложил комсомольцам «подтвердить его „командировку“ за границу», дать ему творческий наказ. В помещенном 8 сентября в «Комсомольской правде» объявлении об этом вечере перечислены темы, причем некоторые формулировки («Галопом по Европам и галопщик по писателям», «Бальмонт-мексиканец», «На что разевать глаза») прямо перекликаются с текстом стихотворения (см. текст этого объявления в т. 13 настоящего издания), а в перечне намеченных к чтению стихов упомянуты стихи о Тальникове.

     62 есть написанные Маяковским для этого выступления резко полемические тезисы, непосредственно перекликающиеся с текстом стихотворения (см. эти тезисы и примечания к ним в т. 13 настоящего издания).

    12 сентября «Комсомольская правда» поместила об этом вечере отчет, озаглавленный «Маяковский получил „командировку“».

    Строки 19–20. Речь идет о стихотворениях Маяковского: «Господин „народный артист“» и «Шесть монахинь» (см. т. 8, стр. 120 и т. 7, стр. 9 настоящего издания).

    Строка 62. Северянин –1941) — русский поэт, глава так называемых эгофутуристов, являвшихся одной из группировок предреволюционной буржуазно-декадентской поэзии. С 1918 по 1940 г. жил за границей, в эмиграции. Умер в СССР.

    Строка 63. Бальмонт К. Д. (1867–1942) — русский буржуазно-декадентский поэт, один из наиболее известных представителей так называемых «старших символистов». Умер в эмиграции.

    Строка 117. — здесь обобщенно, в значении «древности». Колизей — грандиозный цирк-амфитеатр в древнем Риме. (Сооружен в I в. н. э., развалины сохранились до наших дней.)

    Разделы сайта: