ДОМ ГЕРЦЕНА (ТОЛЬКО В ПОЛНОЧНОМ ОСВЕЩЕНИИ) Расклокотался в колокол Герцен, чуть языком не отбил бочок... И дозвонился! Скрипнули дверцы, все повалили в его кабачок. Обыватель любопытен - 10 все узнать бы о пиите! Увидать в питье, в едении автора произведения. Не удержишь на веревке! Люди лезут... Валят валом. Здесь свои командировки 20 пропивать провинциалам. С "шимми", с "фоксами" знакомясь, мечут искры из очков на чудовищную помесь - помесь вальса с казачком. За ножками котлет свиных компания ответственных. На искусительнице-змие 30 глазами чуть не женятся, но буркают - "Буржуазия... богемцы... разложеньице..." Не девицы - а растраты. Раз взглянув 40 на этих дев, каждый должен стать кастратом, навсегда охолодев. Вертят глазом так и этак, улыбаются уста тем, кто вписан в финанкете 50 скромным именем - "кустарь". Ус обвис намокшей веткой, желтое, как йод, пиво на шальвары в клетку сонный русский льет... Шепчет дева, губки крася, 60 юбок выставя ажур: "Ну, поедем... что ты, Вася! Вот те крест - не заражу..." Уехал в брюках клетчатых. "Где вы те-пе-рь..." Кто лечит их? Богемою себя не пачкая, 70 сидит холеная нэпачка; два иностранца ее, за духи, выловят в танцах из этой ухи. В конце унылый начинающий - не укупить ему вина еще. В реках пива, 80 в ливнях водок, соблюдая юный стыд, он сидит и ждет кого-то, кто придет и угостит. Сидят они, сижу и я, во славу Герцена жуя. Герцен, Герцен, 90 загробным вечером, скажите пожалуйста, вам не снится ли, как вас удивительно увековечили пивом, фокстротом и венским шницелем? Прав один рифмач упорный, 100 в трезвом будучи уме, на дверях мужской уборной бодро вывел резюме: "Хрен цена вашему дому Герцена". Обычно заборные надписи плоски, но с этой - согласен! 110 В. Маяковский. [1928] |
Примечания
Дом Герцена (стр. 183). Неавторизованная машинописная копия (БММ); газ. «Вечерняя Москва», 1928, № 162, 14 июля; Сочинения, т. 7; сб. «Без доклада не входить».
Печатается по тексту сборника «Без доклада не входить».
Заглавие. — В доме, в котором родился и жил Герцен (в Москве на Тверском бульваре), в 20-х гг. помещались литературные организации; в подвале дома был ресторан.
Строка 1. Герцен –1870) — см. примечание к стихотворению «Счастье искусств» (стр. 583 настоящего тома).
Строки 53–57. Здесь пародийно использованы строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спор» (1841):
–67. Здесь Маяковский пародийно использует первую строку популярной до революции песенки А. Вертинского «Лиловый негр»: