• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Даешь тухлые яйца!

               ДАЕШЬ ТУХЛЫЕ ЯЙЦА!
    
              (Рецензия No 1)
      Проходная комната. Театр б. Корш
    
         Комната
                 проходная
         во театре Корша
                         (бе).
         Ух ты мать...
                       моя родная!
         Пьеска -
                  ничего себе...
         Сюжетец -
      10           нету крепче:
         в роли отца -
         мышиный жеребчик
         с видом спеца.
         У папы
                много тягот:
         его жена
         собой мордяга
         и плохо сложена.
         (Очевидно,
      20            автор влип
         в положительный тип.)
         Целый день семенит
         на доклад с доклада.
         Как
             змее
                  не изменить?!
         Так ей и надо.
         На таких
                  в особенности
      30 скушно жениться.
         И папа,
                 в меру
                        средств и способностей,
         в служебное время
                           лезет на жилицу.
         Тут где ж
                   невинность вынести?
         И сын,
                в семейке оной,
      40 страдая от невинности,
         ходит возбужденный.
         Ему
             от страсти жарко,
         он скоро
                  в сажень вытянется...
         А тут уже -
                     кухарка,
         народа представительница.
         Но жить
      50         долго
         нельзя без идеолога.
         Комсомолец
                    в этой роли
         агитнуть ужасно рад:
         что любой из граждан
                              волен
         жить с гражданками подряд.
         Сердце не камень:
         кухарка
      60         в ту же ночку
         обеими ногами
         лезет
               на сыночка.
         Но только лишь
                       мальчишеских уст
         коснулись
                  кухаркины уста -
         в комнату
                  входит
      70                 один хлюст
         в сопровождении
                         другого хлюста.
         Такому
                надо много ли:
         монокль в морщине,
         и дылда
                 в монокле
         лезет к мужчине.
    
         Целует
      80        у мальчика
         десять пальчиков.
         Пока
              и днем и ночью
         вот это длится,
         не отстают
                    и прочие
         действующие лица.
         Я сбежал
                  от сих насилий,
      90 но
            вполне уверен в этом,
         что в дальнейшем
                          кот Василий
         будет жить
                    с велосипедом.
    
         Под потолком
                      притаилась галерка,
         места у нее
                     высоки_...
     100 Я обернулся,
                     впиваясь зорко:
         - Товарищи,
                    где свистки?!
         Пускай
                партер
                       рукоплещет -
                                    "Браво!" -
         но мы, -
                  где пошлость,
     110                        везде, -
         должны,
                 а не только имеем право
         негодовать
                   и свистеть.
    
         [1928]
    

    Примечания

    –8, 88–95, 104–114 в записной книжке 1928 г., № 55 (ЦГАЛИ); строки 96-114 в газ. «Рабочая Москва», 1928, № 55, 4 марта; Сочинения, т. 7.

    Черновая запись в книжке № 55 была сделана Маяковским 21 февраля 1928 г. непосредственно после посещения театра Корша, где он смотрел пьесу Б. Пушмина «Проходная комната»:

    «Когда опускался занавес после первого действия, Маяковский начал очень громко свистеть. В публике зашипели и завозмущались. Тогда он встал во весь рост и еще громче пересвистел аплодисменты зала. После третьего действия мы ушли из театра, не досмотрев пьесу до конца. Маяковский, как бы грозясь, сказал:

    — Теперь я им напишу об этом…

    листочками, как у гимназисток для стихов» (Н. А. , Воспоминания, 1952, БММ).

    «Рабочая Москва» конец стихотворения под заглавием «Товарищи, где свистки? (Вместо рецензии)» напечатан среди других материалов подборки, состоящей из возмущенных отзывов зрителей о пьесе Б. Пушмина и требований «немедленно и навсегда» снять ее с репертуара советского театра. Подборка озаглавлена «Закройте «Проходную комнату».

    Разделы сайта: