• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Кем быть?

              КЕМ БЫТЬ?
    
        У меня растут года,
        будет и семнадцать.
        Где работать мне тогда,
        чем заниматься?
    
        Нужные работники -
        столяры и плотники!
        Сработать мебель мудрено:
        сначала
                мы
     10            берем бревно
        и пилим доски
        длинные и плоские.
        Эти доски
                  вот так
        зажимает
                 стол-верстак.
        От работы
                  пила
        раскалилась добела.
     20 Из-под пилки
        сыплются опилки.
        Рубанок
                в руки -
        работа другая:
        сучки, закорюки
        рубанком стругаем.
        Хороши стружки -
        желтые игрушки.
        А если
     30        нужен шар нам
        круглый очень,
        на станке токарном
        круглое точим.
        Готовим понемножку
        то ящик,
                 то ножку.
        Сделали вот столько
        стульев и столиков!
        Столяру хорошо,
     40 а инженеру -
                     лучше,
        я бы строить дом пошел,
        пусть меня научат.
        Я
          сначала
                  начерчу
        дом
            такой,
                   какой хочу.
     50 Самое главное,
        чтоб было нарисовано
        здание
               славное,
        живое словно.
        Это будет -
                   перёд,
        называется фасад.
        Это
            каждый разберет -
     60 это ванна,
                   это сад.
        План готов,
                    и вокруг
        сто работ
                  на тыщу рук.
        Упираются леса
        в самые небеса.
        Где трудна работка,
        там
     70     визжит лебедка;
        подымает балки,
        будто палки.
        Перетащит кирпичи,
        закаленные в печи_.
        По крыше выложили жесть.
        И дом готов,
                    и крыша есть.
        Хороший дом,
                     большущий дом
     80 на все четыре стороны,
        и заживут ребята в нем
        удобно и просторно.
    
        Инженеру хорошо,
        а доктору -
                    лучше,
        я б детей лечить пошел,
        пусть меня научат.
        Я приеду к Пете,
        я приеду к Поле.
     90 - Здравствуйте, дети!
        Кто у вас болен?
        Как живете,
        как животик? -
        Погляжу
                из очков
        кончики язычков.
        - Поставьте этот градусник
        под мышку, детишки. -
        И ставят дети радостно
    100 градусник под мышки.
        - Вам бы
                 очень хорошо
        проглотить порошок
        и микстуру
                   ложечкой
        пить понемножечку.
        Вам
            в постельку лечь
                             поспать бы,
        вам -
    110       компрессик на живот,
        и тогда
                у вас
                      до свадьбы
        всё, конечно, заживет. -
    
        Докторам хорошо,
        а рабочим -
                    лучше,
        я б в рабочие пошел,
        пусть меня научат.
    120 Вставай!
                 Иди!
                      Гудок зовет,
        и мы приходим на завод.
        Народа - уйма целая,
        тысяча двести.
        Чего один не сделает -
        сделаем вместе.
        Можем
              железо
    130 ножницами резать,
        краном висящим
        тяжести тащим;
        молот паровой
        гнет и рельсы травой.
        Олово плавим,
        машинами правим.
        Работа всякого
        нужна одинаково.
        Я гайки делаю,
    140                а ты
        для гайки
                  делаешь винты.
        И идет
               работа всех
        прямо в сборочный цех.
        Болты,
               лезьте
        в дыры ровные,
        части
    150       вместе
        сбей
             огромные.
        Там -
              дым,
        здесь -
                гром.
        Гро-
             мим
        весь
    160      дом.
        И вот
              вылазит паровоз,
        чтоб вас
                 и нас
                       и нес
                             и вез.
    
        На заводе хорошо,
        а в трамвае -
                      лучше,
    170 я б кондуктором пошел,
        пусть меня научат.
    
        Кондукторам
                    езда везде.
        С большою сумкой кожаной
        ему всегда,
                    ему весь день
        в трамваях ездить можно.
        - Большие и дети,
        берите билетик,
    180 билеты разные,
        бери любые -
        зеленые,
                 красные
        и голубые. -
        Ездим рельсами.
        Окончилась рельса,
        и слезли у леса мы,
        садись
               и грейся.
    
    190 Кондуктору хорошо,
        а шоферу -
                   лучше,
        я б в шоферы пошел,
        пусть меня научат.
    
        Фырчит машина скорая,
        летит, скользя,
        хороший шофер я -
        сдержать нельзя.
        Только скажите,
    200 вам куда надо -
        без рельсы
                   жителей
        доставлю на дом.
        Е-
           дем,
        ду-
            дим:
        "С пу-
               ти
    210 уй-
            ди!"
    
        Быть шофером хорошо,
        а летчиком -
                     лучше,
        я бы в летчики пошел,
        пусть меня научат.
        Наливаю в бак бензин,
        завожу пропеллер.
        "В небеса, мотор, вези,
    220 чтобы птицы пели".
        Бояться не надо
        ни дождя,
                  ни града.
        Облетаю тучку,
        тучку-летучку.
        Белой чайкой паря,
        полетел за моря.
        Без разговору
        облетаю гору.
    230 "Вези, мотор,
                      чтоб нас довез
        до звезд
                 и до луны,
        хотя луна
                  и масса звезд
        совсем отдалены".
    
        Летчику хорошо,
        а матросу -
                    лучше,
    240 я б в матросы пошел,
        пусть меня научат.
        У меня на шапке лента,
        на матроске
                    якоря.
        Я проплавал это лето,
        океаны покоря.
        Напрасно, волны, скачете -
        морской дорожкой
        на реях и по мачте,
    250 карабкаюсь кошкой.
        Сдавайся, ветер вьюжный,
        сдавайся, буря скверная,
        открою
               полюс
                     Южный,
        а Северный -
                     наверное.
    
        Книгу переворошив,
        намотай себе на ус -
    260 все работы хороши,
        выбирай
                на вкус!
    
        [1928]
    

    Примечания

    Кем быть? (стр. 267). Черновой набросок строк 197-200 в записной книжке 1928 г., No 56 (БММ); беловой автограф с поправками (ИМЛИ); неавторизованная машинописная копия (ИМЛИ); Сочинения, т. 4; отдельное издание.

    В беловом автографе и 4 томе Сочинений озаглавлено "Что делать?"

    Написано не позднее первой половины июня 1928 г. С чтением этого стихотворения Маяковский выступал в Москве на празднике детской книги 11 июня 1928 г.

    В сентябре 1929 г. вышло отдельным изданием с рис. худ. Н. Шифрина.