• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Гимназист или строитель

    Гимназист или строитель

    Были
      у папочки
    дети —
       гимназистики.
    серебряные листики.
    В гимназию —
           рысью.
    Голова —
         турнепсом.
    Грузит
       белобрысую —
    латынью,
         эпосом.
         грамматику
    в голову-дуру,
    мате-ма-тику
    и
    литературу:
    «Пифагоровы штаны
    на все стороны равны…»
    «Алексей,
         Гордей,
            Сергей,
    Глеб,
       Матвей
           да Еремей…»
    Зубрят
       Иловайских,
               приклеив к носу,
            и
            про Каноссу.
    От новых
        переносятся
             к старым векам,
    перелистывают
           справа налево;
    дескать,
        был
         мусью Адам,
    и была
       мадам Ева.
    В ухо —
        как вода,
        как водица,
    то,
     что никогда
    и никому не пригодится.
    В башку
        втемяшивают,
    годы тратя:
    «Не лепо ли
          бяше,
    братие…»
          Единицы ле́са…
    А сын
      твердит,
          дрожа осиной:
    «Пой,
       о богиня,
           про гнев
               Ахиллеса,
    Пелеева сына».
    Зубрит —
         8 лет! —
             чтобы ему дорасти
    до зрелости
         и
          до премудрости.
        гимназистик
    аттестат-листик.
    От радости —
          светится,
    Листик
       взяв,
    положит
        в шкаф,
        в целости
    аттестат зрелости.
    И сказки
        про ангелов,
             которых нет,
    и все,
      что задавали
            — до и от —
    и все,
      что зубрили
            восемь лет, —
    старательно
         забывают
             в один год.
       и пишет
           — ученый и прыткий, —
    то к тете,
        и только
            поздравительные открытки.
    Бывшие гимназисты —
               в дороге,
                  в и́збранной,
    кому
      понадобился
            вздор развызубренный?!
    Наши
      не сопели
           ни по каким гимназиям,
    учились
        ощупью,
            по жизни лазая,
    веря
      в силу
         единственной науки —
    той,
      что облегчает
            человечие руки.
             электричество,
                   пар
    учат
      не хуже
         учебников и парт.
    ́
           на фабрике
            «Красная нить»
    решила
       по-новому
            нитки вить.
    Ночами
       она
         сидит над вопросом:
    как лучше
         укладывать
             нитки по гроссам?
    Что сделать,
         чтоб ящики
               с ниткой этой
    текли
          по станку
           непрерывной лентой?
    На что
       по селам
            спрос настоящий —
             или маленький ящик?
    С трудом
         полководя
             чисел оравою,
        и чертят
            рукою корявой.
    Зубами
       стараются
    в самую
        в «раци —
    онализацию».
    И вот,
       в результате
             грызенья гранита —
    работы меньше
             и
            больше ниток.
       на комсомолию эту
    серебряным
         глазом,
               моргая сквозь смету,
       пораженный
    рубль сбереженный.
    Остались
        от старого
               ножки да рожки,
    но и сейчас
         встречается дядя
    такой,
       который
           в глупой зубрежке
    науки
          без толку
          долбит, как дятел.
    Книга — книгой,
    а мозгами
         двигай.
    Отжившие
         навыки
            выгони, выстегав.
    Старье —
         отвяжись!
    Долой
       советских гимназистиков!
    Больше —
         строящих
             живую жизнь!
      
    [1927]

    Примечания

    Гимназист или строитель (стр. 221). Газ. «Комсомольская правда», М. 1927, № 273, 30 ноября; «Слоны в комсомоле»; Сочинения, т. 6.

    Строки 21–22. «…» — ария из оперетки В. Рапопорта «Иванов Павел», популярной в предреволюционные годы.

    Строки 23–28. Приведен стишок, при помощи которого заучивались имена собственные, которые писались через букву ять.

    Строка 30. Иловайский –1920) — автор реакционных учебников по всеобщей и русской истории, широко распространенных в дореволюционной школе.

    Строка 32. Барбаросса («Рыжая борода») — прозвище Фридриха I (1123–1190), императора так называемой «Священной Римской империи германской нации».

    –57. Начало «Слова о полку Игореве» (точно: «Не лепо ли ны бяшет, братие…»).

    Строки 63–67. Начало «Илиады» Гомера в переводе Н. М. Минского.

    Строки 129–134. ́ на фабрике «Красная нить» решила по-новому нитки вить. — О работе комсомольцев фабрики «Красная нить» рассказывалось в корреспонденции из Ленинграда, помещенной в «Комсомольской правде» 24 ноября под названием «На правом берегу Невы».