Гимназист или строитель
Гимназист или строитель
Были
у папочки
дети —
гимназистики.
—
серебряные листики.
В гимназию —
рысью.
Голова —
турнепсом.
Грузит
белобрысую —
латынью,
эпосом.
грамматику
в голову-дуру,
мате-ма-тику
и
литературу:
«Пифагоровы штаны
«Алексей,
Гордей,
Сергей,
Глеб,
Матвей
Зубрят
приклеив к носу,
и
От новых
переносятся
к старым векам,
перелистывают
справа налево;
дескать,
был
мусью Адам,
и была
мадам Ева.
В ухо —
как вода,
—
как водица,
то,
что никогда
и никому не пригодится.
В башку
втемяшивают,
годы тратя:
«Не лепо ли
бяше,
Единицы ле́са…
А сын
твердит,
дрожа осиной:
«Пой,
о богиня,
про гнев
Ахиллеса,
Зубрит —
8 лет! —
чтобы ему дорасти
до зрелости
и
до премудрости.
гимназистик
аттестат-листик.
От радости —
светится,
Листик
взяв,
положит
в шкаф,
в целости
аттестат зрелости.
И сказки
про ангелов,
которых нет,
и все,
что задавали
— до и от —
и все,
что зубрили
восемь лет, —
старательно
забывают
в один год.
и пишет
— ученый и прыткий, —
то к тете,
и только
поздравительные открытки.
Бывшие гимназисты —
в дороге,
в и́збранной,
кому
понадобился
вздор развызубренный?!
Наши
не сопели
ни по каким гимназиям,
учились
ощупью,
по жизни лазая,
веря
в силу
единственной науки —
той,
что облегчает
человечие руки.
электричество,
пар
учат
не хуже
учебников и парт.
́
на фабрике
«Красная нить»
решила
по-новому
Ночами
она
сидит над вопросом:
как лучше
укладывать
нитки по гроссам?
Что сделать,
чтоб ящики
с ниткой этой
текли
по станку
непрерывной лентой?
На что
по селам
спрос настоящий —
или маленький ящик?
С трудом
полководя
чисел оравою,
и чертят
рукою корявой.
Зубами
стараются
в самую
в «раци —
онализацию».
И вот,
в результате
грызенья гранита —
работы меньше
и
больше ниток.
на комсомолию эту
серебряным
глазом,
моргая сквозь смету,
пораженный
рубль сбереженный.
Остались
от старого
ножки да рожки,
но и сейчас
встречается дядя
такой,
который
в глупой зубрежке
науки
без толку
долбит, как дятел.
Книга — книгой,
а мозгами
двигай.
Отжившие
навыки
выгони, выстегав.
Старье —
отвяжись!
Долой
советских гимназистиков!
Больше —
строящих
живую жизнь!
[1927]
Примечания
Гимназист или строитель (стр. 221). Газ. «Комсомольская правда», М. 1927, № 273, 30 ноября; «Слоны в комсомоле»; Сочинения, т. 6.
Строки 21–22. «…» — ария из оперетки В. Рапопорта «Иванов Павел», популярной в предреволюционные годы.
Строки 23–28. Приведен стишок, при помощи которого заучивались имена собственные, которые писались через букву ять.
Строка 30. Иловайский –1920) — автор реакционных учебников по всеобщей и русской истории, широко распространенных в дореволюционной школе.
Строка 32. Барбаросса («Рыжая борода») — прозвище Фридриха I (1123–1190), императора так называемой «Священной Римской империи германской нации».
–57. Начало «Слова о полку Игореве» (точно: «Не лепо ли ны бяшет, братие…»).
Строки 63–67. Начало «Илиады» Гомера в переводе Н. М. Минского.
Строки 129–134. ́ на фабрике «Красная нить» решила по-новому нитки вить. — О работе комсомольцев фабрики «Красная нить» рассказывалось в корреспонденции из Ленинграда, помещенной в «Комсомольской правде» 24 ноября под названием «На правом берегу Невы».