• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Стабилизация быта

                СТАБИЛИЗАЦИЯ БЫТА
    
        После боев
                    и голодных пыток
        отрос на животике солидный жирок.
        Жирок заливает щелочки быта
        и застывает,
                     тих и широк.
        Люблю Кузнецкий
                        (простите грешного!),
        потом Петровку,
     10                 потом Столешников;
        по ним
               в году
                      раз сто или двести я
        хожу из "Известий"
                           и в "Известия".
        С восторга бросив подсолнухи лузгать,
        восторженно подняв бровки,
        читает работница:
                          "Готовые блузки,
     20 Последний крик Петровки".
        Не зря и Кузнецкий похож на зарю, -
        прижав к замерзшей витрине ноздрю,
        две дамы расплылись в стончике:
        "Ах, какие фестончики!"
        А рядом,
                 учли обывателью натуру, -
        портрет
                кого-то безусого;
        отбирайте гения
     30                 для любого гарнитура, -
        все
            от Казина до Брюсова.
        В магазинах -
                      ноты для широких масс.
        Пойте, рабочие и крестьяне,
        последний
                  сердцещипательный романс
        "А сердце-то в партию тянет!" {*}
        {* Ноты Музторга. Музыка Тихоновой.
        Слова Чуж-Чуженина. (Прим. автора.)}
        В окне гражданин,
     40                   устав от ношения
        портфелей,
                   сложивши папки,
        жене,
              приятной во всех отношениях,
        выбирает
                  "глазки да лапки".
        Перед плакатом "Медвежья свадьба"
        нэпачка сияет в неге:
        - И мне с таким медведем
     50                          поспать бы!
        Погрызи меня,
                      душка Эггерт. -
        Сияющий дом,
                     в костюмах,
                                 в белье, -
        радуйся,
                 растратчик и мот.
        "Ателье
        мод",
     60 На фоне голосов стою,
        стою
             и философствую.
        Свежим ветерочком в республику
                                       вея,
        звездой сияя из мрака,
        товарищ Гольцман
                         из "Москвошвея"
        обещает
                 "эпоху фрака" {*}.
        {* Стр. 12 No 2 "Экрана". (Прим. автора.)}
     70 Но,
            от смокингов и фраков оберегая охотников
        (не попался на буржуазную удочку!),
        восхваляет
                   комсомолец
                               товарищ Сотников
        толстовку
                  и брючки "дудочку".
        Фрак
             или рубахи синие?
     80 Неувязка парт- и советской линии.
        Меня
             удивляют их слова.
        Бьет разнобой в глаза.
        Вопрос этот
                    надо
                         согласовать
        и, разумеется,
                       увязать.
        Предлагаю,
     90            чтоб эта идейная драка
        не длилась бессмысленно далее,
        пришивать
                  к толстовкам
                               фалды от фрака
        и носить
                 лакированные сандалии.
        А чтоб цилиндр заменила кепка,
        накрахмаливать кепку крепко.
        Грязня сердца
    100               и масля бумагу,
        подминая
                 Москву
                        под копыта,
        волокут
                опять
                      колымагу
        дореволюционного быта.
        Зуди
             издевкой,
    110                стих хмурый,
        вразрез
                с обывательским хором:
        в делах
                идеи,
                      быта,
                            культуры -
        поменьше
                 довоенных норм!
    
        [1927]
    

    Примечания

    «Известия ЦИК» (ЦГАОР); газ. «Известия ЦИК», М. 1927, № 13, 16 января; Сочинения, т. 6.

    На машинописной копии пометка редактора газ. «Известия ЦИК» И. И. Степанова-Скворцова: «Пустить! И. С. 12/I — 1927».

    Строки 23–24 и 45–46. См. в «Мертвых душах» Гоголя разговор дамы, приятной во всех отношениях, и просто приятной дамы о модных фасонах: «Да, поздравляю вас: оборок более не носят… на место их фестончики… фестончики, все фестончики…» Там же одна дама рассказывает другой о модной материи: «Фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки…» (Том 1, гл. IX.)

    Казин В. В. (род. 1898) — советский поэт.

    –52. «Медвежья свадьба» — популярная в 20-х годах кинокартина, снятая по сценарию А. В. Луначарского, с артистом К. В. Эггертом в главной роли.

    –77. В № 2 журнала «Экран» за 1927 год была напечатана «Анкета о нашей моде и ее будущем». Отвечая на эту анкету, зав. плановым отделом Москвошвея Гольцман писал, что «…мы идем… прямо в объятия смокингов и фраков». Секретарь МК ВЛКСМ Сотников в том же номере журнала предлагал «…исходить из уже установившихся у нас в Союзе в послереволюционное время элементов одежды: простая русская рубашка, брюки дудочкой, пиджак и кепка».

    Разделы сайта: