СТАБИЛИЗАЦИЯ БЫТА После боев и голодных пыток отрос на животике солидный жирок. Жирок заливает щелочки быта и застывает, тих и широк. Люблю Кузнецкий (простите грешного!), потом Петровку, 10 потом Столешников; по ним в году раз сто или двести я хожу из "Известий" и в "Известия". С восторга бросив подсолнухи лузгать, восторженно подняв бровки, читает работница: "Готовые блузки, 20 Последний крик Петровки". Не зря и Кузнецкий похож на зарю, - прижав к замерзшей витрине ноздрю, две дамы расплылись в стончике: "Ах, какие фестончики!" А рядом, учли обывателью натуру, - портрет кого-то безусого; отбирайте гения 30 для любого гарнитура, - все от Казина до Брюсова. В магазинах - ноты для широких масс. Пойте, рабочие и крестьяне, последний сердцещипательный романс "А сердце-то в партию тянет!" {*} {* Ноты Музторга. Музыка Тихоновой. Слова Чуж-Чуженина. (Прим. автора.)} В окне гражданин, 40 устав от ношения портфелей, сложивши папки, жене, приятной во всех отношениях, выбирает "глазки да лапки". Перед плакатом "Медвежья свадьба" нэпачка сияет в неге: - И мне с таким медведем 50 поспать бы! Погрызи меня, душка Эггерт. - Сияющий дом, в костюмах, в белье, - радуйся, растратчик и мот. "Ателье мод", 60 На фоне голосов стою, стою и философствую. Свежим ветерочком в республику вея, звездой сияя из мрака, товарищ Гольцман из "Москвошвея" обещает "эпоху фрака" {*}. {* Стр. 12 No 2 "Экрана". (Прим. автора.)} 70 Но, от смокингов и фраков оберегая охотников (не попался на буржуазную удочку!), восхваляет комсомолец товарищ Сотников толстовку и брючки "дудочку". Фрак или рубахи синие? 80 Неувязка парт- и советской линии. Меня удивляют их слова. Бьет разнобой в глаза. Вопрос этот надо согласовать и, разумеется, увязать. Предлагаю, 90 чтоб эта идейная драка не длилась бессмысленно далее, пришивать к толстовкам фалды от фрака и носить лакированные сандалии. А чтоб цилиндр заменила кепка, накрахмаливать кепку крепко. Грязня сердца 100 и масля бумагу, подминая Москву под копыта, волокут опять колымагу дореволюционного быта. Зуди издевкой, 110 стих хмурый, вразрез с обывательским хором: в делах идеи, быта, культуры - поменьше довоенных норм! [1927] |
Примечания
«Известия ЦИК» (ЦГАОР); газ. «Известия ЦИК», М. 1927, № 13, 16 января; Сочинения, т. 6.
На машинописной копии пометка редактора газ. «Известия ЦИК» И. И. Степанова-Скворцова: «Пустить! И. С. 12/I — 1927».
Строки 23–24 и 45–46. См. в «Мертвых душах» Гоголя разговор дамы, приятной во всех отношениях, и просто приятной дамы о модных фасонах: «Да, поздравляю вас: оборок более не носят… на место их фестончики… фестончики, все фестончики…» Там же одна дама рассказывает другой о модной материи: «Фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки…» (Том 1, гл. IX.)
Казин В. В. (род. 1898) — советский поэт.
–52. «Медвежья свадьба» — популярная в 20-х годах кинокартина, снятая по сценарию А. В. Луначарского, с артистом К. В. Эггертом в главной роли.
–77. В № 2 журнала «Экран» за 1927 год была напечатана «Анкета о нашей моде и ее будущем». Отвечая на эту анкету, зав. плановым отделом Москвошвея Гольцман писал, что «…мы идем… прямо в объятия смокингов и фраков». Секретарь МК ВЛКСМ Сотников в том же номере журнала предлагал «…исходить из уже установившихся у нас в Союзе в послереволюционное время элементов одежды: простая русская рубашка, брюки дудочкой, пиджак и кепка».