• Приглашаем посетить наш сайт
    Татищев (tatischev.lit-info.ru)
  • Письмо писателя В. В. Маяковского писателю А. М. Горькому

                          ПИСЬМО
                         ПИСАТЕЛЯ
                 ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА
                       МАЯКОВСКОГО
                         
                   АЛЕКСЕЮ МАКСИМОВИЧУ
                         ГОРЬКОМУ
    
        
                блестя
                       потертыми штанами;
     10 взяли Вас
                  международные рессоры.
        Нынче -
        иначе.
        Сед височный блеск,
                            и взоры озарённей.
        Я не лезу
                  ни с моралью,
                                ни в спасатели,
        без иронии,
     20 как писатель
                     говорю с писателем.
        Очень жалко мне, товарищ Горький,
        что не видно
                     Вас
                         на стройке наших дней.
        Думаете -
                  с Капри,
                           с горки
        Вам видней?
     30 Вы
           и Луначарский -
                           похвалы повальные,
        добряки,
                 а пишущий
                           бесстыж -
        тычет
              целый день
    
                         свои
                              похвальные
     40 листы.
        Что годится,
        чем гордиться?
        Продают "Цемент"
                         со всех лотков.
        Вы
           такую книгу, что ли, цените?
        Нет нигде цемента,
                           а Гладков
        написал
     50         благодарственный молебен о цементе.
        Затыкаешь ноздри,
                          нос наморщишь
        и идешь
                верстой болотца длинненького.
        Кстати,
                говорят,
                         что Вы открыли мощи
        этого...
                 Калинникова.
     60 Мало знать
                   чистописаниев ремёсла,
        расписать закат
                        или цветенье редьки.
        Вот
            когда
                  к ребру душа примерзла,
        ты
           ее попробуй отогреть-ка!
        Жизнь стиха -
     70 тоже тиха.
        Что горенья?
                     Даже
                          нет и тленья
        в их стихе
                   холодном
                            и лядащем.
        Все
            входящие
                     срифмуют впечатления
     80 и печатают
                   в журнале
                             в исходящем.
        А рядом
                молотобойцев
                             анапестам
        учит
             профессор Шенгели.
        Тут
            не поймете просто-напросто,
     90 в гимназии вы,
                       в шинке ли?
        Алексей Максимович,
                            у вас
                                  в Италии
        Вы
           когда-нибудь
                        подобное
                                 видали?
        Приспособленность
    100                   и ласковость дворовой,
        деятельность
                     блюдо-рубле- и тому подобных "лиз"
        называют многие
                        - "здоровый
        реализм". -
        И мы реалисты,
                       но не на подножном
        корму,
               не с мордой, упершейся вниз, -
    
    110 мы в новом,
                    грядущем быту,
                                   помноженном
        на электричество
                         и коммунизм.
        Одни мы,
                 как ни хвалите халтуры,
        но, годы на спины грузя,
        тащим
              историю литературы -
    120 лишь мы
                и наши друзья.
        Мы не ласкаем
                      ни глаза,
                                ни слуха.
        Мы -
             это Леф,
                      без истерики -
                                     мы
        по чертежам
    130             деловито
                             и сухо
        строим
               завтрашний мир.
        Друзья -
                 поэты рабочего класса.
        Их знание
                  невелико,
        но врезал
                  инстинкт
    140                    в оркестр разногласый
        буквы
              грядущих веков.
        Горько
               думать им
                         о Горьком-эмигранте.
        Оправдайтесь,
                      гряньте!
        Я знаю -
                 Вас ценит
    150                    и власть
                                    и партия,
        Вам дали б всё -
                         от любви
                                  до квартир.
        Прозаики
                 сели
                      пред Вами
                                на парте б:
        - Учи!
    160        Верти! -
        Или жить вам,
                      как живет Шаляпин,
        раздушенными аплодисментами оляпан?
        Вернись
                теперь
                       такой артист
        назад
              на русские рублики -
        я первый крикну:
    170 - Обратно катись,
        народный артист Республики! -
        Алексей Максимыч,
                          из-за ваших стекол
        виден
              Вам
                  еще
                      парящий сокол?
        Или
            с Вами
    180            начали дружить
        по саду
                ползущие ужи?
        Говорили
                 (объясненья ходкие!),
        будто
              Вы
                 не едете из-за чахотки.
        И Вы
             в Европе,
    190                где каждый из граждан
        смердит покоем,
                        жратвой,
                                 валютцей!
        Не чище ль
                   наш воздух,
                               разреженный дважды
        грозою
               двух революций!
        Бросить Республику
    200                    с думами,
                                     с бунтами,
        лысинку
                южной зарей озарив, -
        разве не лучше,
                        как Феликс Эдмундович,
        сердце
               отдать
                      временам на разрыв.
        Здесь
    210       дела по горло,
                             рукав по локти,
        знамена неба
                     алы,
        и соколы -
                   сталь в моторном клёкоте -
        глядят,
                чтоб не лезли орлы.
        Делами,
                кровью,
    220                 строкою вот этою,
        нигде
              не бывшею в найме, -
        я славлю
                 взвитое красной ракетою
        Октябрьское,
                     руганное
                              и пропетое,
        пробитое пулями знамя!
    
        [1926]
    

    Примечания

    (стр. 206). Черновой автограф в записной книжке 1926 г., № 36 (БММ); журн. «Новый Леф», М. 1927, № 1, январь; Сочинения, т. 5.

    «чистописания ремесла» — «чистописаниев ремёсла»; в строке 73 вместо «нет и тления» — «нет и тленья» (по черновому автографу); в строках 155–158 вместо «прозаики сели пред вами на парте» — «прозаики сели пред вами на парте б» (по черновому автографу и «Новому Лефу»).

    Написано в августе — сентябре 1926 года. В середине сентября Маяковский говорил на организационном собрании сотрудников «Нового Лефа», что собирается дать стихотворение в первый номер журнала.

    Впервые прочитано в Киеве 18 октября 1926 года. Тематически перекликается с некоторыми положениями статьи «Читатель!», напечатанной в том же номере журнала (см. т. 12 наст. изд.).

    –6. . — Дружеские отношения между Маяковским и Горьким, возникшие вскоре после их знакомства (1915 г.), спустя несколько лет были нарушены. Причины ссоры до сих пор остались не вполне выясненными.

    Строки 10–11. …взяли Вас международные рессоры— Горький уехал в 1921 году лечиться за границу.

    Строки 26–29. Думаете — с Капри, с горки Вам видней? — В 1926 году Горький жил в Неаполе и в Сорренто. На Капри он жил до революции (1906–1913).

    –44. «Цемент» со всех лотков. — «Цемент» — роман Ф. В. Гладкова, изданный в 1925 году. Вокруг романа развернулась полемика. В статье «Подождем обвинять поэтов» Маяковский дал отрицательную оценку роману (см. т. 12 наст. изд.).

    Строки 56–59. …говорят, что Вы открыли мощи этого… Калинникова. — Каллиников И. Ф. — автор трехтомного полупорнографического романа о монастырской жизни — «Мощи».

    –87. А рядом молотобойцев ана̀пестам учит профессор Шенгели. — Ана́пест — трехсложная стопа, в которой вслед за двумя неударными слогами располагается один ударный. Шенгели, Г. А. (1894–1956) — переводчик, автор книги «Как писать стихи». Маяковский в статье «Как делать стихи?» резко критиковал его отношение к вопросам литературной техники (см. т. 12 наст. изд., а также стих. «Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели» в т. 8 наст. изд.).

    Строки 122–126. Мы не ласкаем ни глаза, ни слуха. Мы — это Леф…— Эти строки перекликаются со следующими строками в статье «Читатель!», открывающей № 1 журнала «Новый Леф» (1927, январь): «Леф — не знает ни ласкания уха, ни глаза — и искусство отображения жизни заменяет работой жизнестроения» (см. т. 12 наст. изд.).

    — литературная группа, возникшая в 1923 году. Маяковский, возглавлявший Леф, в 1928 году вышел из этой группы. Впоследствии он говорил:

    «Леф» — это эстетическая группа, которая приняла нашу борьбу как факт, как таковой, и сделала из революционной литературы замкнутое в себе новое эстетическое предприятие» (выступление на конференции МАПП 8 февраля 1930 года; см. т. 12 наст. изд.).

    Строки 161–162. Или жить Вам, как живет Шаляпин…— Шаляпин, Ф. И. (1873–1938) — выдающийся русский певец; в 1918 году получил звание Народного артиста республики. Уехал в 1921 году на гастроли за границу и не вернулся (см. также стих. «Господин «народный артист» в т. 8 наст. изд.).

    Строки 177, 182. «Парящий сокол» и «» — аллегорические образы из «Песни о соколе» Горького.

    Строки 204–208. …разве не лучше, как Феликс Эдмундович, сердце отдать временам на разрыв— В обращении ЦК и ЦКК ВКП(б) к партии и ко всем трудящимся по поводу смерти Ф. Э. Дзержинского говорится:

    «Скоропостижно скончался от разрыва сердца товарищ Дзержинский, гроза буржуазии, верный рыцарь пролетариата, благороднейший борец коммунистической революции… Его больное, вконец перетруженное сердце отказалось работать, и смерть сразила его мгновенно. Славная смерть на передовом посту!» («Правда», М. 1926, 21 июля).