• Приглашаем посетить наш сайт
    Татищев (tatischev.lit-info.ru)
  • Марксизм — оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот!

        МАРКСИЗМ - ОРУЖИЕ,
                        ОГНЕСТРЕЛЬНЫЙ МЕТОД.
        ПРИМЕНЯЙ УМЕЮЧИ
                       МЕТОД ЭТОТ!
    
         10             поэт поет,
        критик
               занимается критикой.
        У стихотворца -
                        корытце свое,
        у критика -
                    свое корытико.
        Но есть
                не имеющие ничего,
                                   окромя
     20 красивого почерка.
        А лезут
                в книгу,
                         хваля
                               и громя
        из пушки
                 критического очерка.
        А чтоб
               имелось
                       научное лицо
     30 у этого
                вздора злопыханного -
        всегда
               на столе
                        покрытый пыльцой
        неразрезанный том
                          Плеханова.
        Зазубрит фразу
                       (ишь, ребятье!)
        и ходит за ней,
     40                 как за няней.
        Бытье -
                а у этого - еда и питье
        определяет сознание.
        Перелистывая
                     авторов
                             на букву "эл",
        фамилию
                Лермонтова
                           встретя,
     50 критик выясняет,
                         что он ел
        на первое
                  и что - на третье.
        - Шампанское пил?
                          Выпивал, допустим.
        Налет буржуазный густ.
        А его
              любовь
                     к маринованной капусте
     60 доказывает
                   помещичий вкус.
        В Лермонтове, например,
                                чтоб далеко не идти,
        смысла
               не больше,
                          чем огурцов в акации.
        Целые
              хоры
                   небесных светил,
     70 и ни слова
                   об электрификации.
        Но,
            очищая ядро
                        от фразерских корок,
        бобы -
               от шелухи лиризма,
        признаю,
                 что Лермонтов
                               близок и дорог
     80 как первый
                   обличитель либерализма.
        Массам ясно,
                     как ни хитри,
        что, милюковски юля,
        светила
                у Лермонтова
                             ходят без ветрил,
        а некоторые -
                      и без руля.
     90 Но так ли
                  разрабатывать
                                важнейшую из тем?
        Индивидуализмом пичкать?
        Демоны в ад,
                     а духи -
                              в эдем?
        А где, я вас спрашиваю, смычка?
        Довольно
                 этих
    100               божественных легенд!
        Любою строчкой вырванной
        Лермонтов
                  доказывает,
                              что он -
                                       интеллигент,
        к тому же
                  деклассированный!
        То ли дело
                   наш Степа
    110 - забыл,
                 к сожалению,
                              фамилию и отчество, -
        у него
               в стихах
                        Коминтерна топот...
        Вот это -
                  настоящее творчество!
        Степа -
                кирпич
    120                какого-то здания,
        не ему
               разговаривать вкось и вкривь.
        Степа
              творит,
                      не затемняя сознания,
        без волокиты аллитераций
                                 и рифм.
        У Степы
                незнание
    130                  точек и запятых
        заменяет
                 инстинктивный
                               массовый разум,
        потому что
                   батрачка -
                              мамаша их,
        а папаша -
                   рабочий и крестьянин сразу. -
        В результате
    140              вещь
                          ясней помидора
        обволакивается
                       туманом сизым,
        и эти
              горы
                   нехитрого вздора
        некоторые
                  называют марксизмом.
        Не говорят
    150            - о веревке
                               в журнале повешенного,
        не изменить
                    шаблона прилежного.
        Лежнев зарадуется -
                            "он про Вешнева".
        Вешнев
               - "он про Лежнева".
    
        19/IV-26 г.
    

    Примечания

    Марксизм — оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот! (стр. 106). Беловой автограф (БММ); «Журналист», М. 1926, № 5, май; Сочинения, т. 5.

    Датировано в автографе: «19. IV. 26». Судя по автографу, Маяковский предполагал предпослать стихотворению два эпиграфа:

    «1. То самое затаенное, что думал Пушкин о Радищеве, о Пестеле, о декабристах и революции, но чего сказать не мог своим современникам в форме ясного бытового сюжета, он передал в картинах и образах из египетской жизни, превратив Сенатскую площадь в ложе Клеопатры, а первые смертельные поцелуи русской свободы в поцелуи любви, оплаченной смертью (Л. Войтоловский, Ист. Русск. Лит., ч. I, стр. 5).

    2. Какое разнообразие животного царства проходит перед воображением читателя, когда он перелистывает страницы Ф. Гладкова! Поросенок, цапля, кошка, змея, орел, мопс, паук, сорока, голубь, индюк, ворона, теленок, цыпленок, галка, собака, медведь, вол, жеребец, ястреб, петух, кабан, лягушка, саранча, пиявка, волчица и многие другие, которых я не выписал (В. Вешнев«Известия ЦИК», 18/IV 1926 г.)».

    Стихотворение является откликом на дискуссию «Наша критика и библиография», развернувшуюся в 1926 году на страницах журнала «Журналист».

    Напечатано в разделе «Дискуссия» под рубрикой «Писатели о критике», со сноской: «см. «Журналист», №№ 1 и 4».

    Редакция «Журналиста» провела в 1925–1926 годах две анкеты: 1. «Что говорят писатели о постановлении ЦК» (1925, № 8–9 и 10), 2. «Наша критика и библиография» (1926, № 1, 4).

    «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года, о которой идет речь, указывалось: «Марксистская критика должна решительно изгонять из своей среды всякое претенциозное, полуграмотное и самодовольное комчванство… давать отпор всякой макулатуре и отсебятине в своей собственной среде».

    Строки 1–4. Штыками двух столетий стык закрепляет рабочая рать. — В декабре 1925 года исполнилось сто лет со дня восстания декабристов.

    –69. ;

    и строки 85–89. …светила у Лермонтова ходят без ветрил, а некоторые — и без руля— Имеются в виду следующие строки из поэмы «Демон» (ч. I, XV):

    На воздушном океане
    Тихо плавают в тумане

    В статье «А что вы пишете?» Маяковский говорит:

    «Интересно, что мои язвительные слова относительно Лермонтова — о том, что у него «целые хоры небесных светил и ни слова об электрификации», изрекаемые в стихе глупым критиком, писавший отчет в «Красной газете» о вечерах Маяковского приписывает мне, как мое собственное недотепистое мнение. Привожу это как образец вреда персонификации поэтических произведений» (см. т. 12 наст. изд.).

    …милюковски юля. — Милюков, П. Н. (1859–1943) — один из лидеров русской буржуазии, глава партии кадетов, член Временного правительства в 1917 году. Стремясь согласовать интересы буржуазии с интересами царизма, Милюков лавировал между правым и «левым» крылом своей партии.

    Строка 96. Эдем (библейск.) — рай.

    Смычка — см. примечание к стих. «Сергею Есенину» (стр. 492).

    Строка 126. — повторение однородных согласных в словах, входящих в строфу или фразу, для усиления ее выразительности.

    Строки 154–157. Лежнев зарадуется — «он про Вешнева». Вешнев — «он про Лежнева». — Лежнев, А. З. и Вешнев, В. Г. — советские критики и литературоведы.

    Разделы сайта: