• Приглашаем посетить наш сайт
    Прутков (prutkov.lit-info.ru)
  • Свидетельствую

                  СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ
    
        Вид индейцев таков:
        пернат,
                смешон
                       и нездешен.
        Они
            приезжают
                      из первых веков
        сквозь лязг
                    "Пенсильвэниа Стейшен".
     10 Им
           Кулиджи
                     пару пальцев суют.
        Снимают
                их
                   голливудцы.
        На крыши ведут
                       в ресторанный уют.
        Под ними,
                  гульбу разгудевши свою,
     20 ньюйоркские улицы льются.
        Кто их радует?
                       чем их злят?
        О чем их дума?
                       куда их взгляд?
        Индейцы думают:
                        "Ишь -
                               капитал!
        Ну и дома_ застроил.
        Всё отберем
     30             ни за пятак
        при
            социалистическом строе.
        Сначала
                будут
                      бои клокотать.
        А там
              ни вражды,
                         ни начальства!
        Тишь
     40      да гладь
                      да божья благодать -
        сплошное луначарство.
        Иными
              рейсами
                      вспенятся воды;
        пойдут
               пароходы зажаривать,
        сюда
             из Москвы
     50                возить переводы
        произведений Жарова.
        И радио -
                  только мгла легла -
        правду-матку вызвенит.
        Придет
               и расскажет
                           на весь вигвам,
        в чем
              красота
     60               жизни.
        И к правде
                   пойдет
                          индейская рать,
        вздымаясь
                  знаменной уймою..."
        Впрочем,
                 зачем
                       про индейцев врать?
        Индейцы
     70         про это
                        не думают.
        Индеец думает:
                       "Там,
                             где черно_
        воде
             у моста в оскале,
        плескался
                  недавно
                          юркий челнок
     80 Деда,
              искателя скальпов.
        А там,
               где взвит
                         этажей коробок
        и жгут
               миллион киловатт, -
        стоял
              индейский
                        военный бог,
     90 брюхат
               и головат.
        И всё,
               что теперь
                          вокруг течет,
        всё,
             что отсюда видимо, -
        всё это
                вытворил белый черт,
        заморская
    100           белая ведьма.
        Их
           всех бы
                   в лес прогнать
                                  в один,
        и мы чтоб
                  с копьем гонялись..."
        Поди
             под такую мысль
                             подведи
    110 классовый анализ.
        Мысль человечья
                        много сложней,
        чем знают
                  у нас
                        о ней.
        Тряхнув
                оперенья нарядную рядь
        над пастью
                   облошаделой,
    120 сошли
              и - пока!
                        пошли вымирать.
        А что им
                 больше
                        делать?
        Подумай
                о новом агит-винте.
        Винти,
               чтоб задор не гас его.
    130 Ждут.
              Переводи, Коминтерн,
        расовый гнев
                     на классовый.
    
        [1926]
    

    Примечания

    Свидетельствую (стр. 58). Беловой автограф в записной книжке 1926 г., № 34 (БММ); журн. «Красная нива», М. 1926, № 17, 25 апреля; Сочинения, т. 5.

    Напечатано в журнале с двумя фотографиями: 1. Индейцы в Нью-Йорке (на снимке — индейцы на крыше небоскреба); 2. Современная Америка. Улица в Детройте. Новые небоскребы.

    Написано после возвращения из Америки, в январе — апреле 1926 года.

    Строка 9. «Пенсильвэниа Сте́йшен» — Пенсильванский вокзал в Нью-Йорке.

    Строки 10–12. Им Ку́лиджи пару пальцев суют. — Поэт иронизирует над одной из формально-демократических традиций в США: каждый американский гражданин имеет право в определенный день посетить президента и пожать ему руку. Кулидж, Калвин — президент США в 1923–1929 годах.

    Строки 39–42. — сплошное луначарство. Маяковский имеет в виду, что А. В. Луначарский, известный широтой своих эстетических взглядов, порой одинаково благожелательно относился к представителям полемизировавших друг с другом литературно-художественных группировок.

    Строка 51. Жаров А. А. (р. 1904) — советский поэт.

    Строки 55–60. . — Вигвам (род шалаша) — жилище североамериканских индейцев. В этих строках, возможно, содержится намек на состоявшийся 17 марта 1926 года в Москве публичный диспут на тему «В чем красота и смысл жизни?»

    Строки 80–81. …деда, искателя скальпов. — Скальп — кожа с волосами, снятая с головы побежденного врага.