ЯЛТА - НОВОРОССИЙСК Пустяшный факт - а вот пожалте! И месяцы даже его не истопали. С вечера в Ялте ждал "Севастополя". Я пиво пил, 10 изучал расписание, охаживал мол, залив огибающий, углублялся в круги для спасания погибающих. Всю ночь прождали. Солнце взвалив, крымское 20 утро разинулось в зное. И вот "Севастополь" вылез в залив, спокойный, как заливное. Он шел, как собака к дичи подходит; 30 вползал, как ревматик вползает на койку. Как будто издевается пароходик, на нас из залива делая стойку. Пока прикрутили 40 канатом бока, машина маслом плевалась мило. Потом лебедкой спускали быка - ревел, возможно его прищемило. 50 Сошел капитан. Продувная бестия! Смотрел на всё невинней овцы. Я тыкал мандат, прикрывая "Известия" и упирая 60 на то, что "ВЦИК". Его не проведешь на мандате - бывали всякие за несколько лет! - Идите направо, червонец дайте, а вам 70 из кассы дадут билет. - У самого лег у котла на наре. Варили когда-нибудь вас в самоваре? А если нет, 80 то с подобным неучем нам и разговаривать не о чем. Покойнице бабушке б ехать в Батум - она - так да_ - недурно поспала бы. В поту бегу 90 на ветер палубы. Валялась без всяких классов, горою мяса, костей и жира, разваренная масса пассажиров. А между ними 100 две, в моционе, оживленнейшие дамочки. Образец - дореволюционный! Ямки и щечки, щечки и ямочки. Спросил капитана: - Скажите, как звать их? Вот эти вот 110 две моркови? - - Левкович, которая порозоватей, а беленькая - Беркович. Одна говорила: - Ну и насели! И чистая публика 120 не выделена! Когда на "Дофине" сидела в Марселе - французы сплошь! Удивительно! - Сидел на борту матрос лохматина, трубе 130 корабельной под рост. Услышал, обдумал, ругнулся матерно и так сказал матрос: - Флотишко белые сперли 140 до тла! Угнали. У нас - ни кляпа_! Для нашей галоши дыры котла сам собственноручно клепал. Плывет плоховато - 150 комода вроде. На этих дыни возили раньше нам. Два лета работал я в Райкомводе. В Одессе стоит иностранщина. Не пароходы, а бламанже! 160 У нас в кочегарках от копоти залежь, а там работай хоть в паре манжет - старайся, и то не засалишь. Конечно, помягше 170 для нежных задов, но вот что, мои мамаши: здесь тише, здесь тверже, здесь хуже - зато н-а-ш-е! Эх, только были бы тут рубли - 180 Европа скупая гадина, - уж мы б понастроили б нам корабли - громадина! Чтоб мачта спичкой казалась с воды, а с мачты - море в овчину. 190 Тады_ катай хоть на даровщину! - Не знаю, сколько это узлов плелись, не быстрей комода. И в Черное море плюнул зло моряк 200 из Райкомвода. [1925] |
Примечания
Ялта — Новороссийск –115 в записной книжке 1924 г., № 23 (БММ); список, сделанный Л. Ю. Брик (хранится у Л. Ю. Брик); журн. «Прожектор», М. 1925, № 10, 31 мая; газ. «Парижский вестник», Париж, 1925, 14 июня.
В журнале «Прожектор» и во всех посмертных изданиях печаталось под заглавием «Ялта — Севастополь», что не соответствует содержанию стихотворения, где рассказывается о поездке на пароходе «Севастополь» из Ялты в сторону Батуми. Маяковский ехал из Ялты в Новороссийск в августе 1924 г. В «Парижском вестнике», куда Маяковский, бывший в Париже с 28 мая по 20 июля 1925 г., передал стихотворение, оно появилось под рубрикой «Из цикла „Путешествия“» с заголовком «Ялта — Новороссийск». Тот же заголовок в списке Л. Ю. Брик.
Печатается по тексту «Прожектора». В настоящем издании в текст журнала «Прожектор» внесено исправление: заглавие вместо «Ялта — Севастополь» — «Ялта — Новороссийск» (по тексту газ. «Парижский вестник» и списку Л. Ю. Брик).
Строка 122. «Дофин» — название французского парохода.
Райкомвод — районный комитет водников.
Строка 159. Бламанже, — желе из сливок, сахара и желатина.