• Приглашаем посетить наш сайт
    Чехов (chehov-lit.ru)
  • Облако в штанах

    Облако в штанах
    
       Тетраптих
    
        Вашу мысль,
        мечтающую на размягченном мозгу,
        как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
        буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;
        досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий,
    
        У меня в душе ни одного седого волоса,
        и старческой нежности нет в ней!
        Мир огромив мощью голоса,
        иду - красивый,
     10 двадцатидвухлетний.
    
        Нежные!
        Вы любовь на скрипки ложите.
        Любовь на литавры ложит грубый.
        А себя, как я, вывернуть не можете,
        чтобы были одни сплошные губы!
    
        Приходите учиться -
        из гостиной батистовая,
        чинная чиновница ангельской лиги.
    
        И которая губы спокойно перелистывает,
     20 как кухарка страницы поваренной книги.
    
        Хотите -
        буду от мяса бешеный
        - и, как небо, меняя тона -
        хотите -
        буду безукоризненно нежный,
        не мужчина, а - облако в штанах!
    
        Не верю, что есть цветочная Ницца!
        Мною опять славословятся
        мужчины, залежанные, как больница,
     30 и женщины, истрепанные, как пословица.
    
                         1
    
        "Приду в четыре", - сказала Мария.
    
        Восемь.
        Девять.
        Десять.
    
        Вот и вечер
        в ночную жуть
     40 ушел от окон,
        хмурый,
        декабрый.
    
        В дряхлую спину хохочут и ржут
        канделябры.
    
        Меня сейчас узнать не могли бы:
        жилистая громадина
        стонет,
        корчится.
        Что может хотеться этакой глыбе?
     50 А глыбе многое хочется!
    
        Ведь для себя не важно
        и то, что бронзовый,
        и то, что сердце - холодной железкою.
        Ночью хочется звон свой
        спрятать в мягкое,
        в женское.
    
        И вот,
        громадный,
        горблюсь в окне,
     60 плавлю лбом стекло окошечное.
        Будет любовь или нет?
        Какая -
        большая или крошечная?
        Откуда большая у тела такого:
        должно быть, маленький,
        смирный любёночек.
        Она шарахается автомобильных гудков.
        Любит звоночки коночек.
    
        Еще и еще,
     70 уткнувшись дождю
        лицом, в его лицо рябое,
        жду,
        обрызганный громом городского прибоя.
    
        Полночь, с ножом мечась,
        догнала,
        зарезала, -
        вон его!
    
        Упал двенадцатый час,
        как с плахи голова казненного.
    
     80 В стеклах дождинки серые
        свылись,
        гримасу громадили,
        как будто воют химеры
        Собора Парижской Богоматери.
    
        Проклятая!
        Что же, и этого не хватит?
    
        Скоро криком издерется рот.
        Слышу:
        тихо,
     90 как больной с кровати,
        спрыгнул нерв.
        И вот, -
        сначала прошелся
        едва-едва,
        потом забегал,
        взволнованный,
        четкий.
        Теперь и он и новые два
        мечутся отчаянной чечеткой.
    
    100 Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
    
        Нервы -
        большие,
        маленькие,
        многие! -
        скачут бешеные,
        и уже
        у нервов подкашиваются ноги!
    
        А ночь по комнате тинится и тинится, -
        из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
    
    110 Двери вдруг заляскали,
        будто у гостиницы
        не попадает зуб на_ зуб.
    
        Вошла ты,
        резкая, как "нате!",
        муча перчатки замш,
        сказала;
         "Знаете -
        я выхожу замуж".
    
        Что ж, выходите,
    120 Ничего.
        Покреплюсь.
        Видите - спокоен как!
        Как пульс
        покойника.
    
        Помните?
        Вы говорили:
        "Джек Лондон,
        деньги,
        любовь,
    130 страсть", -
        а я одно видел:
        вы - Джиоконда,
        которую надо украсть!
    
        И украли.
    
        Опять влюбленный выйду в игры,
        огнем озаряя бровей загиб.
        Что же!
        И в доме, который выгорел,
        иногда живут бездомные бродяги!
    
    140 Дразните?
        "Меньше, чем у нищего копеек,
        у вас изумрудов безумий".
        Помните!
        Погибла Помпея,
        когда раздразнили Везувий!
    
        Эй!
        Господа!
        Любители
        святотатств,
    150 преступлений,
        боен, -
        а самое страшное
        видели -
        лицо мое,
        когда
        я
        абсолютно спокоен?
    
        И чувствую -
        "я"
    160 для меня мало_.
        Кто-то из меня вырывается упряма
    
        Allo!
        Кто говорит?
        Мама?
        Мама!
        Ваш сын прекрасно болен!
        Мама!
    
        У него пожар сердца.
        Скажите сестрам, Люде и Оле, -
    170 ему уже некуда деться.
        Каждое слово,
        даже шутка,
        которые изрыгает обгорающим ртом он,
        выбрасывается, как голая проститутка
        из горящего публичного дома.
    
        Люди нюхают -
        запахло жареным!
        Нагнали каких-то.
        Блестящие!
    180 в касках!
        Нельзя сапожища!
        Скажите пожарным:
        на сердце горящее лезут в ласках.
        Я сам.
        Глаза наслезнённые бочками выкачу.
        Дайте о ребра опереться.
        Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!
        Рухнули.
        Не выскочишь из сердца!
    
    190 На лице обгорающем
        из трещины губ
        обугленный поцелуишко броситься вырос.
    
        Мама!
        Петь не могу.
        У церковки сердца занимается клирос!
    
        Обгорелые фигурки слов и чисел
        из черепа,
        как дети из горящего здания.
        Так страх
    200 схватиться за небо
        высил
        горящие руки "Лузитании".
    
        Трясущимся людям
        в квартирное тихо
        стоглазое зарево рвется с пристани.
        Крик последний, -
        ты хоть
        о том, что горю, в столетия выстони!
    
                         2
    
        "nihil" {*}.
        {* "Ничто" (лат.).}
    
        Никогда
        ничего не хочу читать.
        Книги?
        Что книги!
    
        Я раньше думал -
        книги делаются так:
        пришел поэт,
    220 легко разжал уста,
        и сразу запел вдохновенный простак -
        пожалуйста!
        А оказывается -
        прежде чем начнет петься,
        долго ходят, размозолев от брожения,
        и тихо барахтается в тине сердца
        глупая вобла воображения.
        Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
        из любвей и соловьев какое-то варево,
    230 улица корчится безъязыкая -
        ей нечем кричать и разговаривать.
    
        Городов вавилонские башни,
        возгордясь, возносим снова,
        а бог
        города на пашни
        рушит,
        мешая слово.
    
        Улица муку молча пёрла.
        Крик торчком стоял из глотки.
    240 Топорщились, застрявшие поперек горла,
        пухлые taxi {*} и костлявые пролетки.
        {* такси (франц.).}
        Грудь испешеходили.
        Чахотки площе.
    
        Город дорогу мраком запер.
    
        И когда -
        все-таки! -
        выхаркнула давку на площадь,
        спихнув наступившую на горло паперть,
        думалось:
    250 в хорах архангелова хорала
        бог, ограбленный, идет карать!
    
        А улица присела и заорала:
        "Идемте жрать!"
    
        Гримируют городу Круппы и Круппики
        грозящих бровей морщь,
        а во рту
        умерших слов разлагаются трупики,
        только два живут, жирея -
        "сволочь"
    260 и еще какое-то,
        кажется - "борщ".
    
        Поэты,
        размокшие в плаче и всхлипе,
        бросились от улицы, ероша космы:
        "Как двумя такими выпеть
        и барышню,
        и любовь,
        и цветочек под росами?"
    
        А за поэтами -
    270 уличные тыщи:
        студенты,
        проститутки,
        подрядчики.
    
        Господа!
        Остановитесь!
        Вы не нищие,
        вы не смеете просить подачки!
    
        Нам, здоровенным,
        с шагом саженьим,
    280 надо не слушать, а рвать их -
        их,
        присосавшихся бесплатным приложением
        к каждой двуспальной кровати
    
        Их ли смиренно просить:
        "Помоги мне!"
        Молить о гимне,
        об оратории!
        Мы сами творцы в горящем гимне -
        шуме фабрики и лаборатории.
    
    290 Что мне до Фауста,
        феерией ракет
        скользящего с Мефистофелем в небесном паркете!
        Я знаю -
        гвоздь у меня в сапоге
        кошмарней, чем фантазия у Гете!
    
        Я,
        златоустейший,
        чье каждое слово
        душу новородит,
    300 именинит тело,
        говорю вам:
        мельчайшая пылинка живого
        ценнее всего, что я сделаю и сделал!
    
        Слушайте!
        Проповедует,
        мечась и стеня,
        сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!
        Мы
        с лицом, как заспанная простыня,
    310 с губами, обвисшими, как люстра,
        мы,
        каторжане города-лепрозория,
        где золото и грязь изъязвили проказу, -
        мы чище венецианского лазорья,
        морями и солнцами омытого сразу!
    
        Плевать, что нет
        у Гомеров и Овидиев
        людей, как мы,
        от копоти в оспе.
    320 Я знаю -
        солнце померкло б, увидев
        наших душ золотые россыпи!
    
        Жилы и мускулы - молитв верней.
        Нам ли вымаливать милостей времени!
        Мы -
        каждый -
        держим в своей пятерне
        миров приводные ремни!
    
        Это взвело на Голгофы аудиторий
    330 Петрограда, Москвы, Одессы, Киева,
        и не было ни одного,
        который
        не кричал бы:
        "Распни,
        распни его!"
        Но мне -
        люди,
        и те, что обидели -
        вы мне всего дороже и ближе.
    
    340 Видели,
        как собака бьющую руку лижет?!
    
        Я,
        обсмеянный у сегодняшнего племени,
        как длинный
        скабрезный анекдот,
        вижу идущего через горы времени,
        которого не видит никто.
    
        Где глаз людей обрывается куцый,
        главой голодных орд,
    350 в терновом венце революций
        грядет шестнадцатый год.
    
        А я у вас - его предтеча;
        я - где боль, везде;
        на каждой капле слёзовой течи
        распял себя на кресте.
        Уже ничего простить нельзя.
        Я выжег души, где нежность растили.
        Это труднее, чем взять
        тысячу тысяч Бастилии!
    
    360 И когда,
        приход его
        мятежом оглашая,
        выйдете к спасителю -
        вам я
        душу вытащу,
        растопчу,
        чтоб большая! -
        и окровавленную дам, как знамя.
    
                         3
    
        Ах, зачем это,
    370 откуда это
        в светлое весело
        грязных кулачищ замах!
    
        Пришла
        и голову отчаянием занавесила
        мысль о сумасшедших домах.
    
        И -
        как в гибель дредноута
        от душащих спазм
        бросаются в разинутый люк -
    380 сквозь свой
    
        до крика разодранный глаз
        лез, обезумев, Бурлюк.
        Почти окровавив исслезенные веки,
        вылез,
        встал,
        пошел
        и с нежностью, неожиданной в жирном
                                      человеке,
        взял и сказал:
        "Хорошо!"
    
    390 Хорошо, когда в желтую кофту
        душа от осмотров укутана!
        Хорошо,
        когда брошенный в зубы эшафоту,
        крикнуть:
        "Пейте какао Ван-Гутена!"
    
        И эту секунду,
        бенгальскую
        громкую,
        я ни на что б не выменял,
    400 я ни на...
        А из сигарного дыма
        ликерного рюмкой
        вытягивалось пропитое лицо Северянина.
    
        Как вы смеете называться поэтом
        и, серенький, чирикать, как перепел!
        Сегодня
        надо
        кастетом
        кроиться миру в черепе!
    
    410 Вы,
        обеспокоенные мыслью одной -
        "изящно пляшу ли", -
        смотрите, как развлекаюсь
        я -
        площадной
        сутенер и карточный шулер!
    
        От вас,
        которые влюбленностью мокли,
        от которых
    420 в столетия слеза лилась,
        уйду я,
        солнце моноклем
        вставлю в широко растопыренный глаз.
    
        Невероятно себя нарядив,
        пойду по земле,
        чтоб нравился и жегся,
        а впереди
        на цепочке Наполеона поведу, как мопса.
    
        Вся земля поляжет женщиной,
    430 заерзает мясами, хотя отдаться;
        вещи оживут -
        губы вещины
        засюсюкают:
        "цаца, цаца, цаца!"
    
        Вдруг
        и тучи
        и облачное прочее
        подняло на небе невероятную качку,
        как будто расходятся белые рабочие,
    440 небу объявив озлобленную стачку.
    
        Гром из-за тучи, зверея, вылез,
        громадные ноздри задорно высморкал,
        и небье лицо секунду кривилось
        суровой гримасой железного Бисмарка.
    
        И кто-то,
        запутавшись в облачных путах,
        вытянул руки к кафе -
        и будто по-женски,
        и нежный как будто,
    450 и будто бы пушки лафет.
    
        Вы думаете -
        это солнце нежненько
        треплет по щечке кафе?
        Это опять расстрелять мятежников
        грядет генерал Галифе!
    
        Выньте, гулящие, руки из брюк -
        берите камень, нож или бомбу,
        а если у которого нету рук -
        пришел чтоб и бился лбом бы!
    
    460 Идите, голодненькие,
        потненькие,
        покорненькие,
        закисшие в блохастом грязненьке!
    
        Идите!
        Понедельники и вторники
        окрасим кровью в праздники!
        Пускай земле под ножами припомнится,
        кого хотела опошлить!
    
        Земле,
    470 обжиревшей, как любовница,
        которую вылюбил Ротшильд!
    
        Чтоб флаги трепались в горячке пальбы,
        как у каждого порядочного праздника -
        выше вздымайте, фонарные столбы,
        окровавленные туши лабазников.
    
        Изругивался,
        вымаливался,
        резал,
        лез за кем-то
    480 вгрызаться в бока.
    
        На небе, красный, как марсельеза,
        вздрагивал, околевая, закат.
    
        Уже сумасшествие.
    
        Ничего не будет.
    
        Ночь придет,
        перекусит
        и съест.
    
        Видите -
        небо опять иудит
    490 пригоршнью обрызганных предательством
                                          звезд?
        Пришла.
        Пирует Мамаем,
        задом на город насев.
        Эту ночь глазами не проломаем,
        черную, как Азеф!
    
        Ежусь, зашвырнувшись в трактирные углы,
        вином обливаю душу и скатерть
        и вижу:
        в углу - глаза круглы, -
    500 глазами в сердце въелась богоматерь.
    
        Чего одаривать по шаблону намалеванному
        сиянием трактирную ораву!
        Видишь - опять
        голгофнику оплеванному
        предпочитают Варавву?
    
        Может быть, нарочно я
        в человечьем месиве
        лицом никого не новей.
        Я,
    510 может быть,
        самый красивый
        из всех твоих сыновей.
    
        Дай им,
        заплесневшим в радости,
        скорой смерти времени,
        чтоб стали дети, должные подрасти,
        мальчики - отцы,
        девочки - забеременели.
    
        И новым рожденным дай обрасти
    520 пытливой сединой волхвов,
        и придут они -
        и будут детей крестить
        именами моих стихов.
    
        Я, воспевающий машину и Англию,
        может быть, просто,
        в самом обыкновенном евангелии
        тринадцатый апостол.
    
        И когда мой голос,
        похабно ухает -
    530 от часа к часу,
        целые сутки,
        может быть, Иисус Христос нюхает
        моей души незабудки.
    
                         4
    
        Мария! Мария! Мария!
        Пусти, Мария!
        Я не могу на улицах!
        Не хочешь?
        Ждешь,
        как щеки провалятся ямкою,
    540 попробованный всеми,
        пресный,
        я приду
        и беззубо прошамкаю,
        что сегодня я
        "удивительно честный".
    
        Мария,
        видишь -
        я уже начал сутулиться.
    
        В улицах
    550 люди жир продырявят в четыреэтажных зобах,
        высунут глазки,
        потертые в сорокгодовой таске, -
        перехихикиваться,
        что у меня в зубах
        - опять! -
        черствая булка вчерашней ласки.
    
        Дождь обрыдал тротуары,
        лужами сжатый жулик,
        мокрый, лижет улиц забитый булыжником труп
    560 а на седых ресницах -
        да! -
        на ресницах морозных сосулек
        слезы из глаз -
        Да! -
        из опущенных глаз водосточных труб.
    
        Всех пешеходов морда дождя обсосала,
        а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет:
        лопались люди,
        проевшись насквозь,
    570 и сочилось сквозь трещины сало,
        мутной рекой с экипажей стекала
        вместе с иссосанной булкой
        жевотина старых котлет.
    
        Мария!
        Как в зажиревшее ухо втиснуть им тихое слово?
        Птица
        побирается песней,
        поет,
        голодна и звонка,
    580 а я человек, Мария,
        простой,
        выхарканный чахоточной ночью в грязную руку
                                              Пресни.
        Мария, хочешь такого?
        Пусти, Мария!
        Судорогой пальцев зажму я железное горло звонка!
    
        Мария!
    
        Звереют улиц выгоны.
        На шее ссадиной пальцы давки.
    
        Открой!
    
    590 Больно!
    
        Видишь - натыканы
        в глаза из дамских шляп булавки!
    
        Пустила.
    
        Детка!
        Не бойся,
        что у меня на шее воловьей
        потноживотые женщины мокрой горою сидят, -
        это сквозь жизнь я тащу
        миллионы огромных чистых любовей
    600 и миллион миллионов маленьких грязных любят.
        Не бойся,
        что снова,
        в измены ненастье,
        прильну я к тысячам хорошеньких лиц, -
        "любящие Маяковского!" -
        да ведь это ж династия
        на сердце сумасшедшего восшедших цариц.
    
        Мария, ближе!
    
        В раздетом бесстыдстве,
    610 в боящейся дрожи ли,
        но дай твоих губ неисцветшую прелесть:
        я с сердцем ни разу до мая не дожили,
        а в прожитой жизни
        лишь сотый апрель есть.
    
        Мария!
        Поэт сонеты поет Тиане,
        а я -
        весь из мяса,
        человек весь -
    620 тело твое просто прошу,
        как просят христиане -
        "хлеб наш насущный
        даждь нам днесь".
    
        Мария - дай!
    
        Мария!
        Имя твое я боюсь забыть,
        как поэт боится забыть
        какое-то
        в муках ночей рожденное слово,
    630 величием равное богу.
    
        Тело твое
        я буду беречь и любить,
        как солдат,
        обрубленный войною,
        ненужный,
        ничей,
        бережет свою единственную ногу.
    
        Мария -
        не хочешь?
    640 Не хочешь!
    
        Ха!
    
        Значит - опять
        темно и понуро
        сердце возьму,
        слезами окапав,
        нести,
        как собака,
        которая в конуру
        несет
    650 перееханную поездом лапу.
    
        Кровью сердца дорогу радую,
        липнет цветами у пыли кителя.
        Тысячу раз опляшет Иродиадой
        солнце землю -
        голову Крестителя.
    
        И когда мое количество лет
        выпляшет до конца -
        миллионом кровинок устелется след
        к дому моего отца.
    
    660 Вылезу
        грязный (от ночевок в канавах),
        стану бок о бок,
        наклонюсь
        и скажу ему на ухо:
    
        - Послушайте, господин бог!
        Как вам не скушно
        в облачный кисель
        ежедневно обмакивать раздобревшие глаза?
        Давайте - знаете -
    670 устроимте карусель
        на дереве изучения добра и зла!
    
        Вездесущий, ты будешь в каждом шкапу,
        и вина такие расставим по столу,
        чтоб захотелось пройтись в ки-ка-пу
        хмурому Петру Апостолу.
        А в рае опять поселим Евочек:
        прикажи, -
        сегодня ночью ж
        со всех бульваров красивейших девочек
    680 я натащу тебе.
    
        Хочешь?
    
        Не хочешь?
    
        Мотаешь головою, кудластый?
        Супишь седую бровь?
        Ты думаешь -
        этот,
        за тобою, крыластый,
        знает, что такое любовь?
    
        Я тоже ангел, я был им -
    690 сахарным барашком выглядывал в глаз,
        но больше не хочу дарить кобылам
        из севрской муки изваянных ваз.
        Всемогущий, ты выдумал пару рук,
        сделал,
        что у каждого есть голова, -
        отчего ты не выдумал,
        чтоб было без мук
        целовать, целовать, целовать?!
    
        Я думал - ты всесильный божище,
    700 а ты недоучка, крохотный божик.
        Видишь, я нагибаюсь,
        из-за голенища
        достаю сапожный ножик.
    
        Крыластые прохвосты!
        Жмитесь в раю!
        Ерошьте перышки в испуганной тряске!
        Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою
        отсюда до Аляски!
    
        Пустите!
    
    710 Меня не остановите.
        Вру я,
        в праве ли,
        но я не могу быть спокойней.
        Смотрите -
        звезды опять обезглавили
        и небо окровавили бойней!
    
        Эй, вы!
        Небо!
        Снимите шляпу!
    720 Я иду!
    
        Глухо.
    
        Вселенная спит,
        положив на лапу
        с клещами звезд огромное ухо.
    
        [1914-1915]
    

    Облако в штанах (стр. 173). Черновой автограф не вошедшей в текст строфы и строк 717-724 (БММ); отрывки - в альманахе "Стрелец", П. 1915 (строки 21-26, 535-556, 575-611, 624-638); отрывки - в статье Маяковского "О разных Маяковских" - "Журнал журналов", П. 1915, август(строки 278-289, 304-347, 360-368, 404-409, 460-471); 1-е изд. поэмы; текст цензурных изъятий 1-го изд. - в экземплярах О. М. Брика и Л. Ю. Брик (1915); "Простое как мычание"; отрывки - в журн. "Новый сатирикон", П. 1917,? 11, 17 марта (строки 342-368, 435-471, 476-482); 2-е изд. поэмы; "Все сочиненное"; "13 лет работы", т. II; "Избранный Маяковский"; 3-е изд. поэмы; Сочинения, т. I; отрывки - в сб. "Школьный Маяковский" (строки 217-368, 435-495). Начало работы над поэмой относится к первой половине 1914 года. В автобиографии "Я сам" Маяковский говорит: "Начало 14-го года. Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над "Облаком в штанах". Закончена поэма была в июле 1915 года в Куоккала (под Петроградом). "... Вечера шатаюсь пляжем. Пишу "Облако" ("Я сам").

    "Оно ("Облако в штанах") начато письмом в 1913/14 году и сначала называлось "Тринадцатый апостол". Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?" Я сказал, что ни в коем случае, что это никак меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это - вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили - как я могу соединить лирику и большую, грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите - буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах".

    До выхода поэмы в свет отрывки из пролога и 4-й части появились в сборнике "Стрелец" (февраль 1915 г.) и несколько строф из 2-й и 3-й частей было процитировано в статье Маяковского "О разных Маяковских" в "Журнале журналов" (август 1915 г.). И в сборнике и в журнале поэма была названа "трагедией", а затем в отдельном издании Маяковский дал ей подзаголовок "тетраптих" (т. е. композиция из четырех частей).

    "Стрелец" был отмечен вечером, устроенным в артистическом подвале "Бродячая собака" 25 февраля 1915 года. На этом вечере, где присутствовал М. Горький, Маяковский прочел отрывок из поэмы. Следует упомянуть также чтение отрывков поэмы Горькому в июле 1915 года. Первое издание поэмы было выпущено О. М. Бриком в сентябре 1915 года. Оно содержало большое количество цензурных купюр. "Облако" вышло перистое. Цензура в него дула. Страниц шесть сплошных точек" (см. "Я сам").

    Цензурой были изъяты: во 2-й части строки 250-253, 323-335, 348-355, 360-363; в 3-й части - строки 456-459, слова "под ножами" в строке 467 ("Пускай земле под ножами припомнится"), 474-475, 501-505; в 4-й части - строки 620-623, 630, 668-708. Кроме того, в ряде строк были изъяты отдельные слова: "богоматерь", "евангелие", "апостол", "Иисус Христос", "господин бог".

    В 1916 году поэма была перепечатана в сборнике "Простое как мычание" (изд. "Парус", руководимое М. Горьким) с меньшим, но все же значительным числом цензурных изъятий. После свержения самодержавия Маяковский напечатал в журн. "Новый сатирикон", ? 11, 17 марта 1917 года не пропущенные ранее цензурой отрывки из 2-й и 3-й частей поэмы под заглавием "Восстанавливаю" и со следующим предисловием: "Моя книга "Облако в штанах" была послана в цензуру под первоначальным названием "Тринадцатый апостол". Помещаю из этой изуродованной в первом и кастрированной во втором издании книги - 75 строк". Полностью с восстановлением всех изъятых цензурой мест поэма вышла в начале 1918 года в Москве под маркой организованного Маяковским издательства "Асис" (Ассоциация социалистического искусства). В предисловии к этому изданию Маяковский писал: "Облако в штанах" (первое имя "Тринадцатый апостол" зачеркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства; "Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" - четыре крика четырех частей.

    Строки 144-145. Помпея - город, расположенный у подножия вулкана Везувий, был разрушен во время извержения Везувия в I веке до н. э.

    Строка 202. "Лузшпания" - пассажирский пароход, торпедированный германской подводной лодкой 7 мая 1915 года и сгоревший в открытом море.

    Строка 307. Заратустра - мифический создатель религии в древнем Иране. У Маяковского это имя употреблено в нарицательном смысле - глашатай, проповедник.

    Строка 329... Голгофы аудиторий... - Маяковский имеет в виду свою поездку по городам России в конце 1913 - начале 1914 года. Буржуазная пресса встречала выступления Маяковского руганью и издевательствами.

    Строка 380-381. Сквозь свой до крика разодранный глаз... - Д. Бурлюк был слеп на один глаз.

    Строка 395. Пейте какао Ван Гутена... - Маяковский имел в в виду факт, о котором писали тогда газеты: приговоренный к смерти согласился крикнуть в момент казни: "Пейте какао Ван Гутена!" За это рекламное выступление фирма Ван Гутен обещала большое вознаграждение семье казненного.

    Золотой Орды Мамай, а полководцы Чингисхана после битвы на Калке в 1223 году.

    Строка 495. Азеф - провокатор, работавший в эсеровском подполье. Имя его стало синонимом предательства.

    Строка 616. Тиана - женское имя из одноименного стихотворения И. Северянина.

    Строка 674. Ки-ка-пу - модный в то время эстрадный танец.