• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • IV Интернационал

    IV Интернационал

    I открытое письмо Маяковского ЦК РКП, объясняющее некоторые его, Маяковского, поступки[4]

    Были белые булки.
    Более
    звезд.
    Маленькие.
    И то по фунту.
    А вы
    уходили в подполье,
    готовясь к голодному бунту.
    Жили, жря и ржа.
    Мир
    в небо отелями вылез,
    лифт франтих винтил по этажам спокойным.
    А вы
    в подпольи таились,
    готовясь к грядущим войнам.
    В креслах времен
    незыблем
    капитализма зад.
    Жизнь
    стынет чаем на блюдце.
    А вы —
    уже! —
    смотрели в глаза
    Вывернувшись с изнанки,
    выкрасив бороду,
    гоняли изгнанники
    от города к городу.
     
    В колизеи душ,
    в стадионы-го́ловы,
    еле-еле взнеся их в парижский чердак,
    собирали в цифры,
    строили голь вы
    так —
    притекшие человечьей кашей
    с плантаций,
    с заводов —
    обратно
    шагали в марше
    стройных рабочих взводов.
    Фарами фирмы марксовой
    авто диалектики врезалось в года́.
    Будущее рассеивало мрак свой.
     
    И когда
    пришел и за́лил,
    огневой галоп,
    казалось,
    не взнуздает даже дым,
    вы
    в свои
    железоруки
    взяли
    революции огнедымые бразды.
    Скакали и прямо,
    и вбок,
    и криво.
    Кронштадтом конь.
    На дыбы.
    Над Невою.
    Бедой Ярославля горит огнегривый.
    Царицын сковал в кольцо огневое.
     
    Гора.
    Махнул через гору —
    и к новой.
    Бездна.
    Взвился над бездной —
    и к бездне.
    в загривок конёвый
    вцепившийся
    мчался и мчался наездник.
     
    Восторжен до крика,
    тревожен до боли,
    я тоже
    в бешеном темпе галопа
    по меди слов языком колоколил,
    ладонями рифм торжествующе хлопал.
     
    Доскакиваем.
    Огонь попритушен.
    Чадит мещанство.
    Дымится покамест.
    Но крепко
    на загнанной конской туше
    сидим,
    в колени зажата боками.
     
    Сменили.
    Битюг трудовой.
    И не мешкая,
    пожарищ мимо мы.
    Головешку за головешкою
    притушим.
    иными развеясь дымами.
     
    Во тьме
    без пути
    по развалинам лазая,
    твой конь дрожит,
    спотыкается тычась твой.
    Но будет:
    Шатурское
    тысячеглазое
    пути сияньем прозрит электричество.
    Пойди,
    битюгом Россию промеряй-ка!
    Но будет миг,
    верую,
    скоро у нас
    паровозная встанет Америка.
    Высверлит пулей поля и горы.
    корежит вид его.
    Костями устелен.
    Выжжен.
    Чахл.
    Но будет час
    жития сытого,
    в булках,
    в калачах.
     
    И тут-то вот
    над земною точкою
    загнулся огромнейший знак вопроса.
    В грядущее
    тыкаюсь
    пальцем-строчкой,
    в грядущее
    глазом образа вросся.
    Коммуна!
    Кто будет пить молоко из реки ея?
    Кто берег-кисель расхлебает опоен?
    Какие их мысли?
    Любови какие?
    Желанье какое?
    Сейчас же,
    вздымая культурнейший вой,
    патент старье коммуне выдало:
    «Что будет?
    Будет спаньем,
    едой
    себя развлекать человечье быдло.
    Что будет?
    Асфальтом зальются улицы.
    Совдепы вычинят в пару лет.
    И в праздник
    будут играть
    пролеткультцы
    в сквере
    перед совдепом
    в крокет.
    Свистит любой афиши плеть:
    — Капут Октябрю!
    Октябрь не выгорел! —
    Коммунисты
    лезут млеть
    в Онегине,
    в Сильве,
    в Игоре.
    К гориллам идете!
    К духовной дырке!
    К животному возвращаетесь вспять!
    От всей
    вековой
    изощренной лирики
    одно останется:
    — Мужчина, спать! —
    В монархию,
    В коммуну ль мещанина выселим мы.
    И в городе-саде ваших дач
    он будет
    одинаково
    работать мыслью
    только над счетом кухаркиных сдач.
    Уже настало.
    вот она!
    На месте ваших вчерашних чаяний
    в кафа́х,
    нажравшись пироженью рвотной,
    коммуну славя, расселись мещане.
    Любовью
    какой обеспечит Собес?!
    Семашко ль поможет душ калекам?!»
     
    Довольно!
     
    Мы возьмемся,
    если без
    нас
    об этом подумать некому.
     
    Каждый омолаживайся!
    Спеши
    юн
    душу седую из себя вытрясти.
    Коммунары!
    Готовьте новый бунт
    в грядущей
    коммунистической сытости.
     
    Во имя этого
    награждайте Академиком
    ни так
    и ни даром —
    я не стану
    ни замом,
    ни предом,
    ни помом,
    ни даже продкомиссаром.
    Бегу.
    Растет
    за мной,
    эмигрантом,
    людей и мест изгонявших черта́.
    Знаю:
    придет,
    взбарабаню,
    и грянет там…
    Нынче ж
    своей голове
    на чердак
    загнанный,
    грядущие бунты славлю.
    стосильные
    поэтические моторы ставлю.
    Смотрите —
    ряды грядущих лет текут.
    Взрывами мысли го́ловы содрогая,
    артиллерией сердец ухая,
    встает из времен
    революция другая —
    третья революция
    духа.
     
    Штык-язык остри и три!
    Глаза на прицел!
    На перевес уши!
    Смотри!
    Слушай!
    Чтоб душу врасплох не смяли,
    чтоб мозг не опрокинули твой —
    эй-ка! —
    Смирно!
    Ряды вздвой,
    мысль-красногвардейка.
    от Маркса до Ильича вы,
    все,
    от кого в века лучи.
    Вами выученный,
    миры величавые
    вижу —
    любой приходи и учись!

    [1922]

    Примечания

    IV Интернационал (стр. 95). Черновые автографы в записных книжках 1922 г., №№ 11, 12 (БММ); беловой автограф с поправками в записной книжке 1922 г., № 13 (БММ), беловой автограф (ЦГАЛИ); журн. «Красная новь», 1922, № 3.

    В журн. «Красная новь» текст опубликован с двумя купюрами: выпущены и заменены точками строки 161–168 и 192–198.

    В настоящем издании текст печатается полностью по беловой рукописи (ЦГАЛИ).

    Об истории написания см. примечания к «Пятому Интернационалу».

    Строка 58. Имеется в виду контрреволюционный мятеж в Кронштадте, начался 28 февраля 1921 года, ликвидирован советскими войсками к 18 марта того же года.

    Строка 61. Имеется в виду — контрреволюционный мятеж в Ярославле, начался 6 июля 1918 года, ликвидирован к 22 июля того же года. Во время мятежа от пожаров погибла часть города.

    Строка 101. Шатурская электростанция построена в 1919–1920 годах.

    Строка 148. Пролеткультцы — участники Пролеткульта, организации, созданной в сентябре 1917 года, проповедовавшие отказ от культурного наследия прошлого и создание «чисто пролетарской» культуры. В проекте резолюции «О пролетарской культуре», написанном В. И. Лениным (1920), и в письме ЦК РКП(б) «О пролеткультах» (1920) раскрыта ошибочность пролеткультовских позиций.

    «открытое». (Прим. автора.)