• Приглашаем посетить наш сайт
    Радищев (radischev.lit-info.ru)
  • Наумов Е. И.: В. В. Маяковский. Семинарий
    29. Язык поэзии Маяковского

    29. ЯЗЫК ПОЭЗИИ МАЯКОВСКОГО

    Язык первых произведений Маяковского. Формальные искания. Отличие «словотворчества» Маяковского от формалистического штукарства футуристов. Основа неологизмов Маяковского в общенародном русском языке. Борьба Маяковского против «магии слов», «жреческого» языка символистов. Борьба поэта с аристократически-салонным жаргоном декадентской поэзии. Полемическая функция «грубых» слов.

    Очищение языка Маяковского от элементов формализма после Великой Октябрьской социалистической революции. Задачи политической агитации в творчестве Маяковского и язык его произведений. Наполнение новым содержанием «старых» слов. Новые слова, узаконенные революцией.

    Работа Маяковского в РОСТА. Маяковский о большом значении этой работы. Очищение языка от «поэтической шелухи». Ориентация поэта на народную речь. Особенности языка «Окон РОСТА». «Телеграфный стиль».

    Дальнейшее движение Маяковского к высокой художественной простоте. Отражение этой эволюции в творчестве поэта 20-х годов. Вопросы языка поэзии в стихотворных произведениях Маяковского и в его статьях («Как делать стихи?» и др.). Значение работы над поэмами «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» в художественном совершенствовании языка Маяковского. Влияние языка ленинских статей на творчество поэта.

    Особенности языка прозы Маяковского. Язык пьес. Языковая характеристика персонажей.

    Язык вступления «Во весь голос» как художественный итог развития языка поэзии Маяковского. Язык поэзии Маяковского и демократические традиции русской классической литературы.

    Основные выводы. Общенациональный русский язык как основа языка поэзии Маяковского. Новые слова, рожденные революцией. Архаизмы в использовании Маяковского. Публицистичность языка и ораторские интонации как признаки установки на действенность поэзии. Особенности синтаксиса. Лексические особенности. «Высокое» и «низкое» в языке Маяковского.

    Значение опыта работы Маяковского над языком для советской поэзии.

    Ленин В. И. Об очистке русского языка. Соч., т. 30, стр. 274.

    Ленин В. И. А. В. Луначарскому. Соч., т. 35, стр. 369.

    Ленин В. И. Е. А. Литкенсу. Соч., т. 35, стр. 421.

    Бромберг А. и Стелецкая Л. В лаборатории Маяковского. — Знамя, 1936, № 6, стр. 274—288.

    Восстановление по записной книжке поэта процесса работы над стихотворением «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».

    Гофман В. О языке Маяковского. — Звезда, 1936, № 5, стр. 197—215.

    «жреческого» языка символистов. Установки на ораторскую речь. Параллели с творчеством поэтов-«искровцев» и Некрасова.

    Поспелов Н. Маяковский в работе над словом. — Литературная учеба, 1938, № 4, стр. 6—21.

    Борьба Маяковского за точность, чистоту и выразительность языка. Приближение поэтом языка поэзии к языку живой разговорной речи.

    Швецова М. Язык и стиль поэмы «Владимир Ильич Ленин». — Русский язык в школе, 1938, № 3, стр. 28—34.

    Агасов Г. Языковое новаторство Маяковского. — Литературная учеба, 1939, № 2, стр. 13—46.

    Анализ языка Маяковского по частям речи. Специфика словоупотреблений. Параллели словотворчеству Маяковского в народном творчестве и в русской классической литературе. Отличие работы Маяковского над словом от формалистического штукарства и заумной речи футуристов.

    Метченко А. Поэт-новатор. — Волжская новь. Альманах. Куйбышев, 1940, кн. 9, стр. 3—32.

    Борьба Маяковского с «магией слов» и «жреческим» искусством. Расширение границ поэзии. Эстетика Маяковского — эстетика, преобразования мира. Политическая целеустремленность поэта как основа его новаторства. Анализ стиля.

    Микитенко П. О языковом новаторстве В. В. Маяковского. (Новаторство в области синтаксиса.) Из диссертации «Язык послереволюционных произведений В. В. Маяковского». — Ученые записки Харьковск. гос. университета им. М. Горького, 1940, № 20, стр. 102—116.

    Приемы и способы сочетания и выделения слов, введенные Маяковским в синтаксис советской русской поэзии.

    Тимофеев Л. Поэтика Маяковского. М., «Советский писатель», 1941. Ранее в сб.: Маяковский. Материалы и исследования. М., ГИХЛ, 1940, стр. 120—178. В сокращении: — Известия АН СССР. Отд. литературы и языка, 1940, № 1, стр. 41—52.

    Близость Маяковского к Горькому как зачинателю новой литературы. Единство формы и содержания как основной принцип поэтики Маяковского. Движение Маяковского к высокой художественной простоте.

    Тренин В., Харджиев Н. Маяковский о языке. — Литературное обозрение, 1940, № 7, стр. 36—41.

    Маяковский — аналитик современного русского языка. Борьба поэта против поэтических штампов.

     М. Язык прозы Маяковского. — Литературная Мордовия. Литературно-художественный альманах, № 1/5. Саранск, 1947, стр. 115—138.

    Словарь прозы Маяковского. Примеры употребления Маяковским слова в различном значении. Язык Маяковского и традиции русской классической литературы. Стилистическая функция неологизмов и архаизмов в поэзии Маяковского. Борьба поэта за чистоту и богатство русского языка.

    Мацуев Н. О литературном языке русских советских писателей (Маяковский). — Литература в школе, 1948, № 5, стр. 76—77.

    Немчинова О. Язык В. В. Маяковского. — Русский язык в школе, 1950, № 2, стр. 32—40.

    Демократизация поэтического словаря. Особенности словесных новообразований.

    Перцов В. Язык Маяковского и пушкинские традиции. — Литературная газета, 1951, 14 апреля.

    Развитие Маяковским в языке национальных традиций русской классической поэзии. Новые словообразования.

    Тимофеева В. О языке Маяковского. — Звезда, 1952, № 6, стр. 148—158.

    Языковая позиция Маяковского в различные периоды его творчества. Период «лабораторных исканий». Борьба против декадентского поэтического стиля. Изменения в языке Маяковского после Октябрьской революции. Связь с русской классической литературой. Место неологизмов в поэзии Маяковского.

    Рыбникова М. Разговорная фразеология в языке Маяковского. — В кн.: Творчество Маяковского. Сборник статей. М., Изд. АН СССР, 1952, стр. 437—479.

    Фразеологические сочетания (пословицы, поговорки) как особенность языка Маяковского. Язык поэзии Маяковского и язык Крылова, Грибоедова, Пушкина, Гоголя. Использование Маяковским живого разговорного языка. Роль фразеологии устной речи в творчестве поэта. Примеры фразеологических сочетаний.

    Дубинский И. Из наблюдений над фразеологией В. В. Маяковского. — Ученые записки Азербайджанского пед. института русского языка и литературы, 1955, вып. 1, стр. 53—71.

    Лингвистический анализ идиоматических выражений в стихах Маяковского.

    Афонников Г. Сжатое слово. — В кн.: Поэма Маяковского «Хорошо!». М., Изд. АН СССР, 1958, стр. 93—103.

    «Пропущенные» слова. Фразеологические выражения. «Конденсированное» построение стиха.

    Мещерский Н. В. В. Маяковский — мастер русского литературного языка советской эпохи. — Ученые записки Карельского пед. института, 1958, т. 4, стр. 105—124.

    Волков «Клоп» и «Баня»). — Ученые записки Черновицкого гос. университета, серия филологических наук, 1958, т. 29, вып. 5, стр. 121—151.

    Словесные новообразования. Значимые фамилии. Просторечие. Иноязычная лексика. Речевая самохарактеристика.

    Распопов И., Филиппова Л. Из наблюдений над синтаксисом прозы В. В. Маяковского. — Ученые записки Благовещенского пед. института, 1958, т. 9, стр. 196—206.

    «ежедневное» просторечье. Стремление расширить сферу литературного языка.

    Шумилов Н. Речевые средства сатиры и юмора в драматургии В. В. Маяковского. — Ученые записки Великолукского пед. института, 1958, т. 3, стр. 402—423.

    Лингвистический анализ лексико-фразеологического состава языка драматургии Маяковского.

    Дьяченко — Научные записки Киевского гос. университета, сборник филологического факультета № 12, 1959, т. 18, вып. 2, стр. 67—86.

    «Общенародные» и «индивидуальные» неологизмы. Эволюция взглядов Маяковского на словоновшество. Грамматические принципы создания Маяковским неологизмов.

    Певная Р. Наблюдения над языком Маяковского. — Труды Тбилисского пед. института, 1959, т. 13, стр. 447—468.

    Тимофеева — Русская литература, 1960, № 2, стр. 64—81.

    Ориентация на современный язык народа в поэтической работе Маяковского

    Разделы сайта: