• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Наумов Е. И.: В. В. Маяковский. Семинарий
    30. Художественное мастерство Маяковского

    30. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО МАЯКОВСКОГО

    Стилистические особенности ранних произведений Маяковского. Элементы формального экспериментаторства как следы влияния футуризма («Из улицы в улицу» и др.).

    Стремление поэта «делать социалистическое искусство». Поиски новых средств художественного выражения. Социальная рельефность образов. Острота метафорических сравнений. Смысловая и художественная роль гиперболы. Ритмическое построение. Отличительные признаки языка. Выражение в языке напряженности чувств поэта. Архаизмы, неологизмы, их художественное значение. Общенародный русский язык как основа языковых поисков Маяковского. Дальнейшее развитие Маяковским особенностей поэтики русского стихосложения.

    Великая Октябрьская социалистическая революция и ее значение в художественном развитии поэта. Развитие поэтики Маяковского, связанное с новыми идеями и новым обликом героя.

    Рецидивы футуризма в некоторых произведениях Маяковского первых лет революции («Наш марш»). Дальнейший решительный отход от нее Маяковского.

    Развитие сильных сторон поэтики Маяковского в его творчестве периода гражданской войны. Значение работы в РОСТА. Четкость стилистических приемов. Реалистичность образов. Очищение языка от «поэтической шелухи». Использование классического наследия и народного творчества.

    Дальнейший рост поэтического мастерства Маяковского. Вопросы поэтики в статьях, выступлениях и стихах поэта.

    Традиции и новаторство в поэтике Маяковского. Русская классическая поэзия как первооснова новаторских поэтических приемов поэта. Жанровое богатство поэзии Маяковского. Традиции поэмы в русской поэзии и поэмы Маяковского. Маяковский — создатель историко-революционной лирико-эпической поэмы. Особенности лиризма поэзии Маяковского. Связь с русской лирикой XIX в. Новое качество лирики.

    Стих Маяковского — закономерное развитие русского стихосложения. «Свободный» стих поэта как исторически оправданное развитие возможностей силлабо-тонического и тонического стиха.

    Язык. Разговорная речь. Новые слова. Ораторские интонации. Монологическая форма.

    Композиционные особенности произведений Маяковского. Заглавия. Вступление к теме. Основная тема. Концовки.

    Особенности ритмики. Поиски ритма. Ритм и содержание произведения.

    Рифма. Ее смысловая значимость. Богатство рифм. Составная рифма.

    Система образов. Метафорический строй. Сравнения.

    Маяковский о своей работе над стихами.

    Значение поэтики Маяковского в развитии советской поэзии. Поэтика Маяковского и задачи повышения художественного мастерства современной советской поэзии.

    Значение поэтики Маяковского в развитии мировой прогрессивной литературы.

    Брик Л. Маяковский и чужие стихи. (Из воспоминаний.) — Знамя, 1940, № 3, стр. 161—182.

    Гринберг И. Поэзия в газете. — Литературный критик, 1940, № 3—4, стр. 138—157.

    Новые критерии искусства в эстетике Маяковского. Место газетной работы в поэтической деятельности Маяковского.

    Борьба Маяковского с декадентской поэзией. Расширение границ поэзии. Политическая целеустремленность поэта как основа его поэтического новаторства. Анализ стиля.

    Реформатская Н. Пометки Маяковского на полях сборника «Пролетарские писатели». — В кн.: Владимир Маяковский. Сб. I. М. — Л., Изд. АН СССР, 1940, стр. 272—288.

    Критика Маяковским поэтики «пролеткультовцев».

    Севрук Ю. «Хорошо!» — Литературная учеба, 1940, № 10, стр. 29—48.

    Анализ поэмы. Художественные достоинства произведения.

    Степанов Н. Мастерство Маяковского. — Литературная учеба, 1940, № 4—5, стр. 34—62.

    Маяковский в борьбе за художественное мастерство советской поэзии. Традиции русской классической литературы в творчестве Маяковского. Основы поэтического метода Маяковского. Язык. Ритм. Рифмы. Поэтический образ.

    Трощенко Е. Сатира и юмор в поэзии Маяковского. — Литературный Воронеж. Альманах Воронежского отделения ССП, 1940, № 2(9), стр. 27—61; № 3(10), стр. 224—254.

    Место сатиры Маяковского в его творчестве. Символические и реалистические элементы в сатире Маяковского.

    Тимофеев Л. Поэтика Маяковского. М., «Советский писатель», 1941. Ранее: — Сб. Маяковский. Материалы и исследования. М., ГИХЛ, 1940, стр. 120—178; то же в сокращении:

    — Известия АН СССР. Отд. литературы и языка, 1940, № 1, стр. 41—52.

    Козьмин М., Маслин Н. Об одной бесплодной литературной дискуссии. — Культура и жизнь, 1949, 20 ноября, № 32.

    Возражения против отрыва поэтики Маяковского от идейного содержания его произведений.

    Тарасенков А. Значение поэтики Маяковского для советской поэзии. — Знамя, 1950, № 4, стр. 171—182.

    Связь поэтики Маяковского с русской классической поэзией. Поэтическое новаторство Маяковского. Поэтика Маяковского и творчество советских поэтов. Полемика с ошибочными взглядами на поэтику Маяковского.

    Тимофеев Л. О стихотворном мастерстве Маяковского и его традиции в современной поэзии. — Октябрь, 1951, № 8, стр. 163—172.

    Понятие стиха. Особенности стиха Маяковского. Освоение и обогащение Маяковским художественного наследия русской классической поэзии. Традиции стиха Маяковского в современной поэзии.

    Бакинский В. Маяковский в борьбе за социалистический реализм. Л., «Советский писатель», 1952, стр. 222—257.

    Гл. 7. Язык и стих.

    Абрамов А. Поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин». М., «Советский писатель», 1955, 220 стр.

    О художественном мастерстве Маяковского в поэме.

    Рыбникова М. Разговорная фразеология в языке Маяковского. — В кн.: Творчество Маяковского. Сборник статей. М., Изд. АН СССР, 1952, стр. 437—479.

    Фразеологические сочетания (пословицы, поговорки) как особенность языка Маяковского. Язык поэзии Маяковского и язык Крылова, Грибоедова, Пушкина, Гоголя. Использование Маяковским живого разговорного языка. Роль фразеологии устной речи в творчестве поэта. Примеры фразеологических сочетаний.

     Е. О стиле Маяковского. — В кн.: Творчество Маяковского. Сборник статей. М., Изд. АН СССР, 1952, стр. 210—257.

    Эстетические взгляды Маяковского. Работа поэта над словом. Особенности лексики Маяковского. Поэтика имен. Смысловая точность слова. Неологизмы. Смысловое обогащение слова. Интонационные особенности стиха Маяковского. Особенности фразеологии. Борьба против поэтических штампов. Реалистичность поэтического образа.

    Тимофеев Л. Из наблюдений над поэтикой Маяковского. — В кн.: Творчество Маяковского. Сборник статей. М., Изд. АН СССР, 1952, стр. 163—209.

    Главы: I. Анализ стихотворения «Товарищу Нетте — пароходу и человеку». II. О ритмике стиха Маяковского. III. О стихотворном мастерстве Маяковского и его традиции в современной поэзии.

    Паперный З. О мастерстве Маяковского. М., «Советский писатель», 1953, 353 стр.

    Маслин Н. Заметки о стиле Маяковского. — Октябрь, 1954, № 6, стр. 161—171.

    Народность — основа стиля Маяковского. Единство патетики и разговорной речи, особенности авторского лиризма.

    Паперный З. Маяковский сегодня. — Новый мир, 1957, № 4, стр. 222—245.

    Недостатки научно-критического изучения творчества Маяковского (недооценка художественного своеобразия).

    Холшевников В. Художественное мастерство Маяковского. Общ-во по распространению политических и научных знаний РСФСР. Л., 1957, 58 стр.

    Поэтический облик Маяковского. Образная система. Особенности языка. Особенности стиха.

    Штокмар М. Рифма Маяковского. М., «Советский писатель», 1958, 145 стр.

    Анализ стихотворной техники Маяковского. Виды рифм. Демократизация стиха. Творческая эволюция поэта.

     Б. Стих и язык. Филологические очерки. М. — Л., Гослитиздат, 1959, стр. 61—68, 115—129.

    О ритмике и рифмах Маяковского в связи с вопросами русского стихосложения.

    Черемин Г. К вопросу о развитии мастерства В. Маяковского (изображение революции в творчестве поэта). — В кн.: Мастерство русских классиков. Сб. статей. М., Гослитиздат, 1959, стр. 308—386.

    «150 000 000») к произведениям социалистического реализма («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!»).

    Карпов А. О стихе Маяковского (принципы ритмической организации). Калужское книжное изд., 1960, 107 стр.

    Тонический стих Маяковского как исторически закономерное развитие русского силлабо-тонического стихосложения.

    Главы: Корни новаторства. Овладение словом. Оружие революции. Механизм стиха. Единство многообразия. Заключение.

     Н. Поэт-новатор (о мастерстве Маяковского). М., Изд. «Знание», 1960, 47 стр.

    Образный строй ранних стихов Маяковского («Облако в штанах»). Смешное и трагическое. Образы, рожденные революцией.

    Маслин Н. О стиле Маяковского. — В кн.: Н. Маслин. Черты новаторства советской литературы. М. — Л., Гослитиздат, 1960, стр. 82—175.

    богатство стиха Маяковского. Авторская позиция. Жанровое разнообразие. Образная система.

    Денисова Н. О ритмообразующих элементах стиха Маяковского. — В сб.: Советская литература и вопросы мастерства. М., «Советский писатель», 1961, стр. 147—182.

    Совершенствование поэтики Маяковского, связанное с движением его поэзии к народности.

    Нефедов — Ученые записки Черновицкого университета, серия гуманитарных наук, 1961, т. 49, вып. 9, стр. 99—114.

    «Зрительная сила» стиха Маяковского. Работа поэта над метафорами, сравнениями, эпитетами.

    Разделы сайта: