Беседа с сотрудником газеты «День»
— Ну, поговорим теперь. О положении искусства в Советской России? В первые годы Республика уделяла мало внимания искусству. Некогда было. Нужно было воевать. Потом все силы пошли на политическое и экономическое строительство… Из всех видов искусств развилась главным образом поэзия. Она не требовала сложных технических организаций. Поэзия легко умещается не только на клочке бумаги, но и в головах толпы. Она не требует ни отопления громадных зал, ни красок, ни инструментов. Первое место и крупная роль принадлежит футуристической группе. Это так называемый «мой» кружок с товарищами Каменским, Асеевым, Алексеем Крученых, Виктором Хлебниковым. В теории левого футуризма могу отметить Осипа Брик, Бориса Кушнера и Арватова — это наиболее левые теоретики. В пролеткульте (пролетарской культуре) мы, левые, идем рука об руку с пролетарским искусством. Мы, футуристы, объединились в начале 1922 года в отдельную группу МАФ, Московская ассоциация футуристов (в будущем международная). Мы устроили издательский комитет, уже выпустили две книжки: моя «Люблю» и Асеева «Стальной соловей». Скоро выйдут и другие.
Рядом с нами так называемый Акцентр (академический центр
Мы повсюду организовали свои ядра. Теоретическими сообщениями, интеллектом, волей мы достигли громадных результатов. Мы привели в движение громадное количество учреждений: художественные учебные заведения, бывшее училище ваяния и живописи, драматические школы, Петербургскую академию художеств.
Мы нашли и отклики за границей среди русских. Мы…
В Советской России существует бесконечное количество театров, художественных студий, появилась и масса издательских фирм: снова появляются книги Брюсова, Чулкова, символистов.
В литературных течениях еще можно указать на группу так называемых «имажинистов», — эта крошечная группка, имевшая лишь успех в эту эпоху, когда все остальные группы, передовые, занимались строительством и политической работой. Теперь же она уже выдыхается. Из всех них останется лишь Есенин.
— Отношение к нам советской власти? Советская власть, несмотря на трудности и непонимания моего творчества, оказала массу ценных услуг, помогла. Нигде, никогда я не мог иметь такой поддержки. В 1919 году было выпущено 110 тысяч книг моих сочинений, тогда как прежде поэзию печатали лишь в количестве 2000 экз. «Мистерия-буфф» была позднее выпущена в 30 000 экз., она выдержала четыре издания.
«IV Интернационал», будущую жизнь мира, так как я его себе представляю.
Кроме того, мною уже начат большой теоретический обзор: «Чистка российской литературы»
[1922]
Примечания
Беседа с сотрудником газеты «День» (стр. 216). Газ. «День», Рига, 1922, № 7, 9 октября. Артур Тупин, «Маяковский за границей».
Беседа состоялась, вероятно, в мае 1922 года во время пребывания Маяковского в Риге.
Стр. 216. Академический центр… — одно из главных управлений Наркомпроса. П. С. Коган был председателем Главного художественного комитета, входившего в состав Академического центра.
…теоретический обзор «Чистка российской литературы». — Речь идет о выступлениях на вечерах «Чистка современной поэзии» в Политехническом музее 19 января и 17 февраля 1922 года.