• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А.: Маяковский (Исторический словарь, 2012)

    МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930) — российский и советский деятель культуры, поэт, драматург и актер.

    С 1905 г. в Кутаиси принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях. В 1908 г. вступил в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 г. провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме, это время считал началом своей поэтической деятельности.

    С 1912 г. участвовал во всех выставках и диспутах о новом искусстве, проводившихся объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Подписал вместе с В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Д. Д. Бурлюком манифест группы «Гилея», в нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики и необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. В 1913—1915 гг. помещал стихи на страницах футуристических альманахов «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др. Его поэмы («Облако в штанах», 1915, «Флейта-позвоночник», 1916; «Война и мир», 1917) и отдельные стихи были наполнены бунтом против всего мироустройства, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию. В процессе поиска новых форм стихотворчества использовал оригинальное построение стиха (писал «в столбик», с 1923 — интонационной «лесенкой»), воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий привычные поэтические образы («любовь на скрипки ложите»), и неожиданные метафоры («ноктюрн... на флейте водосточных труб»). В 1914 г. с возмущением откликнулся на начало Первой мировой войны 1914—1918 гг., создал вместе с К. С. Малевичем несколько патриотических лубков. В стихотворной автобиографической трагедии «Владимир Маяковский» (1914) выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем его жителей.

    «Ода революции»), стремился осмыслить новую действительность (пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150 000 000», 1921; «Владимир Ильич Ленин», 1924; «Хорошо!», 1927). Деятельно участвовал в газете «Искусство коммуны», в 1923 г. создал «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники — писатели и художники, издавал журналы «ЛЕФ» (1923—1925) и «Новый ЛЕФ» (1927—1928). Участвовал в выпуске агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918—1921), помещая лаконичные, броские стихи (частушки) вместе с яркими рисунками, имевшими большое эмоциональное воздействие на читателей и зрителей.

    Однако к концу 1920-х гг. у поэта нарастало ощущение несоответствия политической и социальной реальности с вдохновлявшими его с отроческих лет высокими идеалами революции. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929), поставленные режиссером В. Э. Мейерхольдом, представляли собой сатиру на обуржуазившееся советское общество, забывшее о революционных ценностях, скатившееся к бюрократизму, ханжеству и хамству («Прозаседавшиеся», 1922; «Помпадур», 1928 и др.).

    — он застрелился.

    Орлов А. С., Георгиева Н. Г., Георгиев В. А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 304-305.