• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • За что борется Леф?

    За что борется Леф?

    905-ый год. За ним реакция. Реакция осела самодержавием и удвоенным гнетом купца и заводчика.

    Реакция создала искусство, быт — по своему подобию и вкусу. Искусство символистов (Белый, Бальмонт), мистиков (Чулков, Гиппиус) и половых психопатов (Розанов) — быт мещан и обывателей.

    Революционные партии били по бытию, искусство восстало, чтоб бить по вкусу.

    Первая импрессионистическая вспышка — в 1909 году (сборник «Садок судей»).

    Вспышку раздували три года.

    Раздули в футуризм.

    Первая книга объединения футуристов — «Пощечина общественному вкусу» (1914 г. — Бурлюк Д., Каменский, Крученых, Маяковский, Хлебников).

    Старый строй верно расценивал лабораторную работу завтрашних динамитчиков.

    Футуристам отвечали цензурными усекновениями, выступлений, лаем и воем всей прессы.

    Капиталист, конечно, никогда не меценировал наши хлысты-строчки, наши занозы-штрихи.

    Окружение епархиальным бытом заставляло футуристов глумиться желтыми кофтами, раскрашиванием.

    Эти мало «академические» приемы борьбы, предчувствие дальнейшего размаха — сразу отвадили примкнувших эстетствующих (Кандинский, Бубно-валетчики и пр.).

    Зато кому терять было нечего, примкнули к футуризму или же занавесились его именем (Шершеневич, Игорь Северянин, «Ослиный хвост» и др.).

    Футуристическое движение, ведомое людьми искусства, мало вникавшими в политику, расцвечивалось иногда и цветами анархии.

    Рядом с людьми будущего шли и молодящиеся, прикрывающие левым флагом эстетическую гниль.

    Война 1914 года была первым испытанием на общественность.

    Российские футуристы окончательно разодрали с поэтическим империализмом Маринетти

    Футуристы первые и единственные в российском искусстве, покрывая бряцания войнопевцев (Городецкий, Гумилев и др.), прокляли войну, боролись против нее всеми оружиями искусства («Война и мир» Маяковского).

    Война положила начало футуристической чистке (обломились «Мезонины», пошел на Берлин Северянин).

    Война велела видеть завтрашнюю революцию («Облако в штанах»).

    Февральская революция углубила чистку, расколола футуризм на «правый» и «левый».

    Правые стали отголосками демократических прелестей (фамилии их во «Всей Москве»).

    Левых, ждущих Октябрь, окрестили «большевиками искусства» (Маяковский, Каменский, Бурлюк, Крученых).

    К этой футуристической группе примкнули первые производственники-футуристы (Брик, Арватов) и конструктивисты , Лавинский).

    Футуристы с первых шагов, еще во дворце Кшесинской, пытались договориться с группами рабочих писателей спаяться.

    Октябрь очистил, оформил, реорганизовал. Футуризм стал левым фронтом искусства. Стали «мы».

    Мы уже 25-го октября стали в работу.

    Ясно — при виде пяток улепетывающей интеллигенции нас не очень спрашивали о наших эстетических верованиях.

    Мы создали, революционные тогда, ИЗО, ТЕО, МУЗО; мы повели учащихся на штурм академии.

    мы дали первые вещи искусства октябрьской эпохи. (Татлин — памятник 3-му интернационалу«Мистерия-буфф» в постановке Мейерхольда, «Стенька Разин» Каменского.)

    Мы не эстетствовали, делая вещи для самолюбования. Добытые навыки применяли для агитационно-художественных работ, требуемых революцией (плакаты РОСТА, газетный фельетон и т. п.).

    В целях агитации наших идей мы организовали газету «Искусство коммуны»

    Наши идеи приобрели рабочую аудиторию. Выборгский район организовал Ком-фут.

    Движение нашего искусства выявило нашу силу организацией по всей РСФСР крепостей левого фронта.

    Параллельно этому шла работа дальневосточных товарищей (журнал «Творчество», Асеев, Пальмов, Третьяков). «Творчество», подвергавшееся всяческим гонениям, вынесло на себе всю борьбу за новую культуру в пределах ДВР

    Постепенно разочаровываясь в двухнедельности существования Советской власти, академики стали в одиночку и кучками стучаться в двери наркоматов.

    Не рискуя пользовать их в ответственной, работе, Советская власть предоставила им — вернее, их европейским именам — культурные и просветительные задворки.

    С этих задворок началась травля левого искусства, блестяще завершенная закрытием «Искусства коммуны» и проч.

    Власть, занятая фронтами и разрухой, мало вникала в эстетические распри, стараясь только, чтоб тыл не очень шумел, и урезонивала нас из уважения к «именитейшим».

    — передышка в войне и голоде. Леф обязан продемонстрировать панораму искусства РСФСР, установить перспективу и занять подобающее нам место.

    I. Пролетискусство. Часть выродилась в казенных писателей, угнетая канцелярским языком и повторением политазов. Другая — подпала под всё влияние академизма, только названиями организации напоминая об Октябре. Третья, лучшая часть — переучивается после розовых Белых по нашим вещам и, верим, будет дальше шагать с нами.

    II. Официальная литература. В теории искусства у каждого — личное мнение: Осинский хвалит Ахматову, Бухарин — Пинкертона. В практике — журналы просто пестрят всеми тиражными фамилиями.

    «Новейшая» литература (Серапионы, Пильняк и т. д.) — усвоив и разжижив наши приемы, сдабривают их символистами и почтительно и тяжело приноравливают к легкому нэпо-чтению.

    IV. Смена вех. С запада грядет нашествие просветившихся маститых уже начищивает белую лошадь полного собрания своих сочинений для победоносного въезда в Москву.

    V. И, наконец, — нарушая благочинную перспективу, — в разных углах одиночки — левые. Люди и организации (Инхук, Гитис Мейерхольда, ОПОЯЗ и др.). Одни героически стараются поднять в одиночку непомерно тяжелую новь, другие еще напильниками строк режут кандалы старья.

    Леф должен собрать левые силы. Леф должен осмотреть свои ряды, отбросив прилипшее прошлое. Леф должен объединить фронт

    Мы будем решать вопросы искусства не большинством голосов мифического, до сих пор только в идее существующего, левого фронта, а делом, энергией нашей инициативной группы, год за годом ведущей работу левых и идейно всегда руководивших ею.

    Революция многому выучила нас.

    Леф знает:

    Леф будет:

    Леф будет агитировать искусство идеями коммуны, открывая искусству дорогу в завтра.

    Леф будет агитировать нашим искусством массы, приобретая в них организованную силу.

    подняв его до высшей трудовой квалификации.

    Леф будет бороться за искусство-строение жизни.

    Мы не претендуем на монополизацию революционности в искусстве. Выясним соревнованием.

    Мы верим — правильностью нашей агитации, силой делаемых вещей .

    [1923]

    Примечания

    За что борется Леф? (стр. 40). Журн. «Леф», М. — П. 1923, № I, март. Статья подписана: Н. Асеев, Б. Арватов, О. Брик, Б. Кушнер, В. Маяковский, С. Третьяков, Н. Чужак.

    Журнал левого фронта искусств — «Леф» — издавался в 1923–1925 гг.; ответственным редактором его был Маяковский. Всего вышло семь номеров. В первой (мартовской) книжке «Лефа» в разделе «Программа» были напечатаны три передовых статьи: «За что борется Леф?», «В кого вгрызается Леф?» и «Кого предостерегает Леф?», написанные, как свидетельствует О. Брик, Маяковским. (См. статью О. Брика «Маяковский — редактор и организатор» — «Литературный критик», М. 1936, книга четвертая, апрель, стр. 129.)

    Белый А. (Бугаев Б. Н.) (1880–1934) — писатель, один из представителей русского символизма;

    Бальмонт К. Д. (1867–1942) — поэт-символист, автор ряда теоретических работ;

    Чулков –1939) — писатель и критик;

    Гиппиус З. Н. (Мережковская) (1869–1945) — писательница-декадентка;

    Розанов В. В. (1856–1919) — реакционный писатель, публицист и критик. Некоторые его произведения отмечены печатью цинизма и эротики.

    «Садок судей» I — вышел в 1910 году, «Пощечина общественному вкусу» — в 1912;

    Бурлюк, Каменский, Хлебников — см. примечания к статье «В. В. Хлебников» (стр. 546–548); Крученых — см. примечание к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому» (стр. 544).

    В. В. (1866–1944) — художник-формалист, один из представителей так называемого «беспредметного искусства»; в 1912 году вместе с художником Ф. Марком выпустил сборник «Голубой всадник», где впервые были сформулированы основные положения экспрессионизма.

    Бубно-валетчики — члены объединения художников «Бубновый валет», существовавшего с 1909 по 1926 год. В своей практике «Бубно-валетчики» ориентировались на модернистскую живопись (кубизм и др.).

    Стр. 41. — см. примечание к статье «Революционный плакат» (стр. 551);

    Северянин — см. примечание к статье «Братская могила» (стр. 540).

    «» — общество художников, организованное в 1911 году Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым.

    Российские футуристы окончательно разодрали с поэтическим империализмом Маринетти… — См. примечание к статье «Эту книгу должен прочесть каждый!» (стр. 541–542).

    Городецкий — поэт, переводчик, был связан с модернистскими литературными течениями (символизм, акмеизм);

    Гумилев Н. С. (1886–1921) — поэт-акмеист. В творчестве Городецкого и особенно Гумилева периода первой мировой войны были сильны милитаристские мотивы.

    …обломились «»… — Московская группировка футуристов «Мезонин поэзии», организованная в 1913 году, просуществовала лишь один год.

    …пошел на Берлин Северянин. — Во второй половине 1914 года Северянин написал ряд шовинистических стихов: «Германия, не забывайся!», «Поэза возмущения», «Поэза благословения», «Все вперед!», «Переход через Карпаты» и др. В стихотворении «Мой ответ», входящем в этот цикл, есть, в частности, такие строки:

    Друзья! Но если в день убийственный
    Тогда ваш нежный, ваш единственный,
    Я поведу вас на Берлин!

    «Вся Москва» — адресная и справочная книга; издавалась в дореволюционные годы и при советской власти.

    Производственники — представители так называемого «производственного искусства»; назначение искусства видели исключительно в создании утилитарных «вещей».

    Брик О. М. (1888–1945) — критик, теоретик литературы, друг Маяковского, активно участвовал в футуристических изданиях, член ОПОЯЗа, один из основных сотрудников журналов «Леф» и «Новый Леф»;

    Арватов –1940) — критик, искусствовед, один из теоретиков «Лефа».

    конструктивисты — конструктивизм — формалистическое направление в искусстве, получившее распространение после первой мировой войны в архитектуре, живописи, литературе и других видах искусства. Конструктивистами называли себя и писатели, объединившиеся весной 1922 года в литературную группу (В. Инбер, Б. Агапов, И. Сельвинский, К. Зелинский и др.); в 1924 году образовался ЛЦК (литературный центр конструктивистов). Конструктивисты рассматривали художественное произведение как «целесообразную конструкцию», сводя творческий процесс к чисто механическому «деланию вещей».

    Родченко А. М. (1891–1956) — художник, один из первых в СССР мастеров фотомонтажа, оформитель произведений Маяковского;

    — см. примечание к статье «Революционный плакат» (стр. 550).

    Стр. 42. «ИЗО», «ТЕО», «МУЗО» — см. примечания к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому», (стр. 544).

    Татлин — памятник 3-му интернационалу… — Речь идет о модели памятника «Башня III Интернационала», сделанной в 1920 году В. Е. Татлиным (о нем см. примечание к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому», стр. 544).

    …«Мистерия-буфф» в постановке Мейерхольда… — Постановки пьесы Маяковского «Мистерия-буфф» были осуществлены В. Э. Мейерхольдом совместно с Маяковским 7 ноября 1918 года в Петрограде (первый вариант) и совместно с В. М. Бебутовым 1 мая 1921 года в Москве (второй вариант).

    «Стенька Разин» — поэма В. Каменского «Сердце народное — Стенька Разин» вышла отдельным изданием в Москве в 1918 году.

    «» — см. примечание к статье «Открытое письмо А. В. Луначарскому» (стр. 545).

    Ком-фут — коллектив коммунистов-футуристов, организовался в январе 1919 года в Выборгском районе Петрограда.

    Движение нашего искусства выявило нашу силу организацией по всей РСФСР крепостей левого фронта. — Объединения «Леф» были созданы не только в Москве, но и в ряде других городов Союза.

    «Творчество» — журнал культуры, искусства и социального строительства, издавался в 1920–1921 гг., вначале во Владивостоке, затем в Чите. Всего вышло семь номеров журнала.

    Чужак (Н. Ф. Насимович-Чужак) (1876–1937) — журналист, критик; в 1920 году был редактором журнала «Творчество», позднее сотрудничал в «Лефе», выступая с «программными» статьями о футуризме;

    Асеев — см. примечание к статье «В. В. Хлебников» (стр. 548);

    Пальмов В. Н. (1888–1929) — художник-футурист, сотрудник журнала «Творчество»;

    Третьяков С. М. (1892–1939) — писатель, критик и журналист, участвовал в журнале «Творчество», затем в «Лефе» и «Новом Лефе».

    ДВР — Дальневосточная республика, возникла в начале 1920 года. В конце 1922 года ДВР влилась в РСФСР.

    Стр. 43. …Осинский хвалит Ахматову… — Осинский Н. (Оболенский В. В.) (1887–1938) — экономист, журналист, литературный критик, впоследствии один из лидеров правой оппозиции. Маяковский говорит о его статье «Побеги травы (заметки читателя) III. Новая литература: поэзия», напечатанной в газ. «Правда», М. 1922, № 146, 4 июля.

    …Бухарин — Пинкертона… — Бухарин Н. И. (1888–1938) — в те годы ответственный редактор «Правды», впоследствии один из лидеров правой оппозиции. Выступал со статьями по вопросам искусства, в одной из своих статей 1922 года призывал к созданию приключенческой пролетарской литературы. (Нат Пинкертон — герой-сыщик в многочисленных бульварных романах, выпускавшихся в десятых годах XX века в различных странах.)

    Серапионы — «Серапионовы братья» — литературная группировка, объединявшая писателей различных творческих манер. Возникнув в 1921 году в Петрограде, просуществовала до середины двадцатых годов. Теоретик «Серапионовых братьев» Л. Лунц проповедовал идеалистические взгляды на искусство, отрицающие общественное значение литературы;

    Пильняк Борис (Вогау Б. А.) (1894–1941) — писатель. (См. о нем в статье «Наше отношение», стр. 196.)

    — «сменовеховство» (по имени сборника «Смена вех», выпущенного в июле 1921 года в Праге группой литераторов-белоэмигрантов) — политическое течение, увидевшее в нэпе начало буржуазного перерождения революции и в силу этого заявившее о своем якобы «примирении» с советской властью. В. И. Ленин в статье «Заметки публициста» и в Политическом отчете Центрального комитета РКП(б) XI съезду РКП(б) вскрыл классовую сущность «сменовеховства», показав, что оно выражает надежды внешних и внутренних врагов советской власти на возрождение в СССР капитализма. (См. В. И. Ленин, Сочинения, т. 33, стр. 179 и 256–257.)

    С запада грядет нашествие просветившихся маститых. — В 1922 году в среде писателей-эмигрантов произошел раскол; некоторые из них выразили желание вернуться на родину.

    Алексей Толстой… — А. Н. Толстой возвратился из эмиграции в августе 1923 года.

    Инхук — Институт художественной культуры при Наркомпросе;

    Вхутемас — Высшие художественно-технические мастерские;

    Гитис Мейерхольда — Государственный институт театрального искусства. Мейерхольд был одним из руководителей Гитиса и фактически возглавлял Театр Гитиса, превратившийся вскоре в Театр Вс. Мейерхольда;

    ОПОЯЗ — см. примечание к статье «В. В. Хлебников» (стр. 546).

    Раздел сайта: