• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Стихи с примечаниями

    Стихи с примечаниями

    Уважаемый Владимир Владимыч,

    Если прилагаемые стихи для «Нового Лефа» подходят, не откажите их напечатать.

    Не то укажите недостатки — буду очень благодарен.

    Для ответа прилагаю 8-копеечную марку. С приветом Л. Томашпольский

    Мой адрес: г. Харьков, Толкачевская ул., 5 ДПС, корпус № 11, комната № 288, студенту ИНХ Л. Томашпольскому.

    Ночь у Дуная

    Мягко с лапы на лапу ступая,
    Грузная, как автобу̀с,
    Тащит ночь к берегам Дуная
    Свою лунную грусть.
    Ночи дела нет никакого
    Ни до каких политик.
    Вот оскорбительный звон подковий
    Из тишины вытек.
    Трудно лунеть при таком отношении —
    Луна будто обваренная.
    И вот в это буржуазное окружение
    Тихо, успокойтесь!
       Никакой дрожи!
    Ничего не попишешь —
           граница.
    Спрячьте, луна, вашу милую рожу!
    За дальнейшее кто поручѝтся?..
    Бабахнуло снова где-то ликующе,
    А потом сразу — симфонией.
    Через Дунаево синее туловище
    Ночь поползла в агонии.
    Так и удрала,
          звезд мелочье
    По дороге растеривая…
    …Больше еще говорить о чем?
    — Трудно ночам в Эсэсэрии.

    Мечты о «Фиате»

    Под окном прошуршал «фиат»,
    У «фиата» глаза горят.
    Вот бы мне да такой вольтаж
    Пауки по углам и тьма —
    Моего ли дело ума?
    Льется с неба черная тушь,
    Полюбуйтесь-ка — тоже «душ»!
    Наверно, часа с три
    Я гляжу на противный «стрит»,
    Не пройдет ли еще «фиат» —
    У «фиата» глаза горят…
    Подожду и еще час,
    А потом разозлюсь и… раз!
    Миллионами киловатт
    Засверкаю сам, как «фиат».

    В редакцию «Нового Лефа» массой идут «хорошие» стихи.

    «Новый Леф» их не печатает и печатать не будет.

    Мы помещаем стихотворение (очевидно, молодого) товарища Томашпольского не потому, что оно отвлеченно «хорошее», пришлось кому-то на вкус.

    Нет.

    Печатаем два стиха образчиком того —

    — что в этом стихе есть лефовского,

    — чего лефовского в этом стихе нет.

    Хорошо, по-лефовски:

    Есть ощущение лозунга — «хочешь мира, готовься к войне».

    Есть ощущение лозунга — «автомобиль не прихоть, а культурная потребность».

    2. Тема развивается на неожиданностях (мечты о фиате) «улица» становится «стритом», вывод не каждый ждет — «засверкаю сам, как фиат».

    Эта не бывшая в употреблении неожиданность на протяжении всего стиха держит, не выпускает ваше внимание, агитируя за тему.

    3. Частью выкинут общепринятый поэтический язык и введен говор быта, разговор улицы, слова газеты: «ничего не поймешь», в «буржуазном окружении» и т. п.

    4. Истертые вещи вечного поэтического обихода, оживленные новыми, близкими нам определениями, выявлены через современность.

    Старый поэт, определяя автобус, скажет:

    «Автобус, тяжелый как ночь».

    Новый говорит:

    «(Ночь) грузная, как автобус».

    Старый скажет:

    «Мелочь (деньга) как звезды (сияла, что ли)».

    Новый говорит:

    «Звезд мелочье», определяя неведомую звезду через знакомую серебряную монету, близкую к звезде и блеском и форматом.

    5. Приближение тревоги, возможность борьбы — взяты оптимистически.

    «Бабахнуло… ликующе».

    Плохо, не по-лефовски:

    1. Смутное ощущение социального заказа не расшифровано в советскую злободневность.

    Выстрел на румынской границе надо, не снижая квалификации стиха, связать с траурной годовщиной захвата боярами Бессарабии.

    «фиате» надо конкретизировать на работе и заданиях Автодора.

    Надо, чтоб стих стал активным, чтоб он агитировал незамазанно.

    2. Нет достаточного расчета на применение (чтение, исполнение).

    «Луна будто обваренная» — не читается.

    Лучше:

    Луна —
    будто обваренная,

    Вместо:

    Полюбуйтесь-ка — тоже «душ»,—

    получается:

    Полюбуйтесь-ка то — жидуш.

    Вместо:

    Засверкаю сам, как «фиат»,—

    получается:

    Засверкаю самка «фиат».

    А самец?

    3. Нет выбора незаменимых слов. Почему «фиат»?

    Нужна ли нам именно эта марка? Что говорят в Автодоре?

    Бабахнуло снова где-то (?) ликующе.

    Где именно?

    Легко поэтому, и незаметно поэтому, и не войдет в голову поэтому, и не удержит идеи — рифма:

    отношение — окружение.

    Можно и «облегчение», и «орошение», и «оповещение», и «обличение».

    А например, на «Барановичи» или «Бобруйск» не всякое слово полезет.

    Надо найти для примера;

    Боба-пончик, мальчик русский,
    восемь лет прожил в Бобруйске.

    4. Не совсем перетерто и вычищено старое поэтическое оружие — «свою лунную грусть», «симфонии — агонии» и т. п.

    Уже столько без вас насимфонили, что не продохнуть!

    5. Газетный уличный язык в лирическом окружении эстетизируется и из провода для передачи чувства — мысли — идеи становится самодовлеющей побрякушкой. Нельзя отрывать вещь от ее назначения. Это путь к музейщине.

    Сегодня — ближе к газете, статье, публицистике.

    Вывод

    Стихотворение должно иметь в себе полный политический идейный заряд.

    Надо, чтоб этот заряд несся по всей новейшей технике, обгоняя прошлые стрелятельные возможности.

    Я лично по двум жанровым картинам проверяю свои стихи.

    Если встанут из гробов все поэты, они должны сказать: у нас таких стихов не было, и не знали, и не умели.

    Если встанет из гроба прошлое — белые и реставрация, мой стих должны найти и уничтожить за полную для белых вредность.

    Пропорция этих моментов — пропорция качеств стиха.

    «Леф» не печатает просто «хороших» стихов.

    Дальнейшие вещи по лефовскому стандарту — в толщь и в ширь газет и журналов.

    Товарищи, шлите новые стихи «Новому Лефу»!

    [1928]

    Примечания

    Стихи с примечаниями (стр. 171). Беловой автограф (хранится у В. А. Катаняна); журн. «Новый Леф», М. 1928, № 3, март.

    Раздел сайта: