• Приглашаем посетить наш сайт
    Огарев (ogarev.lit-info.ru)
  • Предиполсловие

    Предиполсловие

    Какое мне дело — улыбается Маяковский, смеется или издевается?

    То есть, как это какое?!

    Я знаю много лучше других сатирическую работу.

    Вот пример:

    СХЕМА СМЕХА

    Выл ветер и не знал о ком,
    вселяя в сердце дрожь нам.
    Путем шла баба с молоком,
    шла железнодорожным.

    А ровно в 7, по форме,
    несясь во весь карьер с Оки,
    сверкнув за семафорами —
    взлетает курьерский.

    Была бы баба ранена,
    зря выло сто свистков ревмя —
    но шел мужик с бараниной
    и дал понять ей вовремя.

    Ушла направо баба,
    ушел налево поезд.
    Каб не мужик, тогда бы —
    разрезало по пояс.

    Уже исчез за звезды дым,
    мужик и баба скрылись.

    над буднями воскрылясь.

    Хоть из народной гущи,
    а спас средь бела дня.
    Да здравствует торгующий
    бараниной средняк!

    Да светит солнце в темноте!
    Горите, звезды, ночью!
    Да здравствуют и те, и те —
    и все иные прочие!

    Каждый, прочтя этот стих, улыбнется или засмеется.

    В крайнем случае заиздевается — хотя бы надо мной.

    Обязательно.

    Почему?

    В этом стихе нет ни одной смешной мысли, никакой смешной идеи.

    Идеи нет, но есть правильная сатирическая обработка слова.

    Это не стих, годный к употреблению. Это образчик.

    Это — схема смеха.

    18, 19, 20-ый годы — упадок сатиры.

    Больше чем драматическое, белое окружение не позволяло нам чистить себя чересчур рьяно.

    Метла сатиры, щетка юмора — были отложены.

    Многое трагическое сейчас отошло.

    Воскресло количество сатиры.

    «Крокодил», «Красный перец», «Мухомор».

    Редкий номер наших газет и журналов — без шаржа, без шутки.

    Ищется смешной сюжет. Таких сюжетов нет.

    Есть вещи, напрашивающиеся на издевательство: соглашатель (теща!), нэпач, эмигрант и т. д.

    Вещи эти смешат и в малой обработке. Но если само слово не оттачивается ежедневно новым шилом — острота тупеет уже со второго раза.

    Моя «Схема смеха» смешит только словесной обработкой.

    Смех вызывается: выделкой хлыстов-рифм, приставучим распевочным ритмом, эксцентричностью выводов, абсурдным гиперболизмом.

    В этом стихе — сознательная игра смеховыми приемами.

    Если этот стих не интересен (чудовищное предположение!) потребителю, то для производителя это безукоризненная формула.

    Надо вооружаться сатирическим знанием.

    Я убежден — в будущих школах сатиру будут преподавать наряду с арифметикой и с не меньшим успехом.

    — высшая смеховая школа.

    Скольких сатириков отшибла от смеха свора бывших классных наставников, бия линейкой по лапам за невинное пускание бумажных «стрекозлов» в бороду какому-нибудь зудителю закона божьего!

    Общая сознательность в деле словесной обработки дала моим сатирам силу пережить минуту.

    Человеколюбие заставляет меня собрать воедино печатавшееся в «Новом сатириконе», «Известиях», «Крокодиле» и других газетах и журналах и дать это отдельной книгой всем прослезившимся от радости читателям.

    [1923]

    Предиполсловие (стр. 51). Предисловие к сборнику стихов «Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается», М. — П. 1923, изд. «Круг».

    Стр. 51. «Схема смеха» — Стихотворение вместе с шестью рисунками Маяковского впервые напечатано в журнале «Огонек», М. 1923, № 5, 29 апреля.

    Стр. 52. Воскресло количество сатиры. — См. примечание к статье «Можно ли стать сатириком?» (стр. 548–549).

    Стр. 53. «» — еженедельный сатирический журнал, издававшийся в Петербурге в 1913–1918 гг. А. Аверченко. Критика новосатириконцев, как правило, не выходила за рамки буржуазно-либерального обличения. С февраля 1915 года по январь 1917 года в журнале печатался Маяковский, позиция которого резко отличалась от программы новосатириконцев.

    Раздел сайта: