• Приглашаем посетить наш сайт
    Ломоносов (lomonosov.niv.ru)
  • Письмо Равича и Равичу

    Письмо Равича и Равичу

    Уважаемый т. Маяковский!

    Решаюсь вам написать письмо. В этом рассказе я описываю действительную жизнь мою и моих товарищей. Разница в том, что здесь я описываю человека уже более взрослого — лет тридцати, а мне 20. Кроме этого, все описываемое правда. Посылаю вам потому, что свой первый стих написал, прочитавши ваши книги. Сам я не из Ленинграда.

    Я не ручаюсь, что посылаемый мною рассказ может быть напечатан в вашем журнале, но прошу вас мне лично написать письмо об ошибках, за что буду очень благодарен.

    С приветом Л. Равич.

    Безработный

    (Из дневника безработного)

    Голос толпы, как труба…
    Длинная, длинная очередь.
    И тянутся к бирже труда
    Хмурые чернорабочие.

    Замызганный каменный пол.
    Скамейки. На них вповалку
    Женский и мужеский пол,
    В шапках и полушалках.

    Застыли люди иль спят?
    Какая коса их скосила?..
    Черна от бровей до пят,
    Черна рабочая сила…


    Глядят лесорубы хмуро.
    И в тесном углу молчит
    Белая кисть штукатура.

    А где-то сопит весна,
    И воздух гнилой топорщится…
    Встает от пьяного сна
    Веселая Фенька уборщица.

    И Фенька тащит меня,
    Рыгая капустой и водкой…
    Но вдруг толпа загудела, звеня,
    У грязной перегородки.

    Тре-бо-ва-ние пришло…
    Сто человек на работу.
    И стало как будто светло,
    И жизнь стала в охоту…

    Толпа зашумела, как дуб,
    И выросли руки, как сучья,
    На плотника лез лесоруб,
    Копальщики перли, как тучи.

    И карточки зрели в руках,

    Волна волновалась, пока
    Не набрали полную сотню.

    В счастливцах вспыхнул огонь,
    В глазах наливалась настойка,
    Сила сочилась в ладонь,
    Ушли они стадом на стройку.

    А где-то глухие часы
    На башне высокой завыли.
    Все ушли, как голодные псы,
    И биржу труда закрыли.

    Улица так и гудит.
    А вечер над крышами гордый.
    Мы с Фенькой пошли бродить
    От нечего делать по городу.

    В карманах у нас ни боба.
    Ей шамать охота с похмелья.
    А там на панелях гульба —
    Растратчикам пир и веселье…

    Водят дамы собак на цепке,
    И собаки, как дамы, толсты,

    Покупает девчонке цветы.

    А Фенька моя пьяна…
    Я чую, что девка тает.
    Для других пахнет весна,
    А для нас она воняет.

    Между прочим, подходит ночь.
    На руке моей виснет Фенька,
    Ей от голода стало невмочь,—
    Мы присели на камень ступеньки.

    Эх, пошамать бы рыбы теперь!
    Аж во рту стало нудно и сухо.
    И ворчит, как дремучий зверь,
    Мое неуемное брюхо.

    Эх, на поясе сколько дыр
    Я сегодня гвоздем продырявил!
    Над бульваром вечерний дым —
    Там поют больные лярвы.

    Закусила Фенька губу.
    Отодвинулась. Стало ей тесно,
    И зовет ее на гульбу

    Я за нею в потемки пошел,
    Проводил ее до бульвара.
    Будто просо в дырявый мешок,
    В нем насыпаны пьяные шмары.

    Покупают их мясо за деньги
    Люди, гнилые, как пни.
    И голодная добрая Фенька
    Потеряет хорошие дни…

    Я ушел в темноту бездорожья,
    Видел Фенькины угли-глаза.
    Я видал, какой-то прохожий
    Ее грубо за руку взял.

    И такая жальба за подругу,
    Ее глаз мне стало жаль.
    Я за пазуху сунул руку,
    Но не нашел ножа.

    Давеча продал я ножик —
    Хлеба купил, папирос…
    Оглянулся… пропал прохожий
    И Феньку с собою увез.


    Горела моя голова.
    Запела цыганским вальсом
    И слюни пускала Нева…

    А где-то гремящие трубы
    Запели на сто голосов,
    Как будто вошли лесорубы
    В чубатые чащи лесов.

    А в тумане пегом и диком,
    Где глохнет ветровый свист,
    Стоит Петька Великий
    Безработный кавалерист.

    И дремлют заржавленной болью
    Оскаленные стены дворца…
    · · ·
    Неужели те годы уплыли
    И растаяли песни свинца?

    Да… Теперь мне, пожалуй, за тридцать,
    Чуб мой стал понемногу седым,
    Но тогда было радостно биться
    Даже самым простым рядовым.


    Но гореть за нее хорошо.
    С военкомом одной дорогой
    Я в шинели растрепанной шел.

    И в холодные дымные ночи,
    Когда песня сердцу — сестра,
    Я в отряде — простой наводчик —
    С пулеметом стоял у костра.

    Мне мерещится шум барабана
    В духоте ночлежных ночей.
    Я люблю, когда старая рана
    В непогоду болит на плече.

    Вспоминаю былое горение.
    Эти ночи ко мне не придут…
    Эх, добряга ты, ветер весенний,
    Мне от голода нынче капут.

    Мне придется издохнуть с голоду,
    Дорогая красотка-весна.
    Ишь как лопает звезды-жолуди
    Рябая свинья-луна.

    За Невою рассветом кроются

    На углу домина строится —
    И такие на диво леса!

    Размахнулось руками строение,
    А стена высока и нова.
    Это началась стройка весенняя —
    Значит, рано еще унывать.

    Эй ты, сердце, до жизни охочее.
    Веселее и жарче стучи!..
    Скоро утро —
    Придут рабочие.
    Попрошусь таскать
    Кирпичи…

    Дорогой т. Равич.

    Я отвечаю Вам в журнале, думая, что замечания, высказанные относительно Вашего рассказа в стихах, будут полезны и другим поэтам, начинающим работу над словом.

    Я смотрел Ваш стих несколько раз и читал его многим понимающим в словах товарищам.

    Выводы такие: Вы очень способны к деланию стихов (если это действительно «первое» и если описываемое действительно «правда»).

    :

    1. Все образы произведены обдуманно от двух главных тем — «безработица» и «голод».

    Эх, на поясе сколько дыр
     
    Ишь как лопает звезды-жолуди
     
    Стоит Петька Великий,
    Безработный кавалерист…

    Это лучше бесцельного имажинизма Есенина.

    «Безработный» применительно к Петру Великому — и не обидно и не грубо, а вместе с тем снижает всю Петрову, всю царственную величавость.

    Для других пахнет весна,
    А для нас она воняет.

    3. Сделанность, слаженность слов, аллитерация, сама явившаяся в результате долгого обдумывания наиболее выразительных для данного положения букв и слов —

    Черна от бровей до пят
    очая сила.
     
    Копальщики перли, как тучи.
    И карточки зрели в руках.

    4. И хорошо, что тоска, пронесенная через безработицу, разрешена по-двадцатилетнему и бодрому —

    Скоро утро —
    Попрошусь таскать
    Кирпичи.

    Плохо, по-старинке:

    А где-то сопит весна..

    Где? Дайте точный адрес: на углу Литейного и Пантелеймоновской?

    2. Отдельные расхлябанные, истрепанные поэтические образишки —

    …глухие часы
    Я ушел в темноту бездорожья.

    3. Скованность речи. Заранее предубеждены, считая, что поэзия — это четверостишия с чередующимися рифмами. Выучите строчки ходить по-разному. Если не сумеете — перебейте строчкам ноги.

    4. «Правда», описанная в стихе, несколько сомнительна и относительна. Скорей это «правдивость» художественного рассказа. Иначе — похожее на правду — вранье. В «правде» должно быть еще больше документальности. Если это все же совершенная «правда», просим и Феньку описать свою жизнь и продолжение Вашей поэтической ночи.

    5. Темы «голод», «безработица» взяты чересчур поэтически, описанием переживаний. К сожалению, эти темы в жизни шире, и только полный их охват в стихе даст настоящее, нужное, движущее писание, работу. Больше тенденциозности. Оживите сдохшую поэзию темами и словами публицистики. Ноющие слова и у Вас сильнее и описательных и радостных. Ноющее делать легко, — оно щиплет сердце не выделкой слов, а связанными со стихом посторонними параллельными ноющими воспоминаниями. Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:

    а не буду понят —
       что ж?!
    По родной стране
    пройду стороной,
    косой дождь.

    Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем перышки вырвал.

    Этими девятью замечаниями не исчерпывается все, что можно и надо сказать о стихе. Дальнейшие выводы делайте сами.

    Нам стихов больше не шлите.

    Гонорар высылаем маленький.

    Но такой же маленький получают и все сотрудники «Нового Лефа».

    Жму руку.

    [1928]

    Примечания

    (стр. 176). Беловой автограф (хранится у В. А. Катаняна); журн. «Новый Леф», М. 1928, № 6, июнь.

    В настоящем издании в журнальный текст внесено исправление: в строке 14 стр. 182 вместо «поющее» — «ноющее» и строках 16–17 стр. 182 вместо «поющими восклицаниями» — «ноющими воспоминаниями» (по автографу).

    Равич Л. О. (1909–1957) — поэт и очеркист. В 1928 году учился на рабфаке в Ленинграде. О его встречах с Маяковским см. в статье «Полпред поэзии большевизма» — «Маяковскому», сборник статей и воспоминаний, Л. 1940, Гослитиздат, стр. 189.

    В ответ на статью Маяковского Л. Равич прислал ему письмо (хранится у В. А. Катаняна):

    «Ленинград 5/VII-28 г.

    Дорогой товарищ Маяковский!

    Сейчас, когда пишу вам это письмо, я все еще не верю, что получил от вас через журнал письмо и что напечатали мое стихотворение. Я совсем забыл о стихе и вдруг получаю журнал и монету. Вы пишите, что мало, а я скажу вам, что заработать 3 червонца, надо три недели работать в порту или ставить торцы на Невском проспекте для мостовой. Я, когда слушал вас и смотрел издалека, я никогда не мог думать, что вы мне напишете письмо, да еще через печать. Конечно, это стихотворение не первое, да и вы сами написали слово это в кавычках — это я писал, что первое стихотв<орение> вышло после того, когда я прочитал ваши книги. Насчет «правды» — это без сомнения на 80%. Я в Москве жил прямо с бандитским элементом и в Ленинграде тоже. «Морозовка» и «Ермаковка» — вот мое жилье прежнее, да еще упоминаемое вами заведение на углу Литейной и Пантелеймоновской, там «штаб». Фенька существует, но еще стихов этих в печати не читала. Сейчас я живу хорошо. Среда, товарищи, обстановка хорошая. Учусь. Описываю свои скитания, но никому еще не показывал. Помалу меня печатают здесь, в Ленинграде. Особенно журнал «Юный пролетарий». Напечатали мои стихи на целой странице, с лицом. От радости читал «Новый Леф» в «штабе», где я теперь частый гость. Феньку еще не видел. Она гуляет нынче вовсю. В редакции «Юного пролетария» читали ваше письмо и меня хвалили до стыда. Честное слово. Скажу вам, что на молочной ферме читают хлопцы ваши стихи в «Комсомольской правде». Грузчики читают ваше «Солнце», где нужно, я им объясняю. Они поют: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить и никаких гвоздей — вот лозунг мой и солнца!» Это у них заместо «Дубинушки». Мне очень нужна учеба, и я все последнее время сижу в библиотеках. Ваши советы буду исполнять на все четыре. Накрепко жму вашу руку (авось когда-то реально).

    Привет от наших ребят».

    Л. Равич.

    Стр. 181. Это лучше бесцельного имажинизма Есенина. — См. примечание к статье «Как делать стихи?» (стр. 566).

    …применительно к Петру Великому… — Имеется в виду памятник Петру Первому в Ленинграде работы скульптора Э. М. Фальконе (1716–1791).

    Стр. 182. «Я хочу быть понят своей страной…» — из вариантов стихотворения «Домой!» (См. т. 7 наст. изд., стр. 428–429).

    Раздел сайта: