• Приглашаем посетить наш сайт
    Добычин (dobychin.lit-info.ru)
  • Наша словесная работа

    Наша словесная работа

    Древние делили художественную литературу на поэзию и прозу.

    И поэзия и проза имели свои языковые каноны.

    Поэзия — засахаренные метры (ямбы, хореи или винегрет «свободного стиха»), особый «поэтический» словарь (конь, а не лошадь, — отрок, а не мальчишка и прочие «улыбки — зыбки», «березки — слезки») и свои «поэтические» темочки (любовь, ночь — раньше; пламени, кузнецы — теперь).

    Проза — особо ходульных героев (он + она + любовник — новеллисты; интеллигент + девушка + городовой — бытовики; некто в сером + незнакомка + Христос — символисты) и свой литературно-художественный стиль (1. «солнце садилось за холмом» + полюбили или убили = «за окном шелестят тополя»; 2. «скажу ето я тебе, Ванятка» + «председатель сиротского суда пил горькую» = мы еще увидим небо в алмазах; 3. «как странно, Аделаида Ивановна» + ширилась жуткая тайна = в белом венчике из роз).

    И поэзия и проза древних были одинаково далеки от практической речи, от жаргона улицы, от точного языка науки.

    Мы развеяли старую словесную пыль, используя лишь железный лом старья.

    Мы не хотим знать различья между поэзией, прозой и практическим языком.

    Мы знаем единый матерьял слова и пускаем его в сегодняшнюю обработку.

    Вся эта работа для нас — не эстетическая самоцель, а лаборатория для наилучшего выраженья фактов современности.

    Мы не жрецы-творцы, а мастера-исполнители социального заказа.

    Печатаемая в «Лефе» практика «абсолютные художественные откровенья», а лишь образцы текущей нашей работы.

    Асеев. Опыт словесного лёта в будущее.

    Каменский. Игра словом во всей его звукальности.

    Крученых

    . Применение динамического синтаксиса к революционному заданию.

    Третьяков. Опыт маршевого построенья, организующий революционную стихийность.

    . Достиженье максимальной выразительности разговорным языком, чистым от всякой бывшей поэтичности.

    Маяковский. Опыт полифонического ритма в поэме широкого социально-бытового охвата.

    Брик. Опыт лаконической прозы на сегодняшнюю тему.

    . Опыт коммунистической агитсценки без обычной кайзертоллеровской ревмистики.

    [1923]

    Примечания

    Наша словесная работа (стр. 448). Журн. «Леф», М. — П. 1923, № 1, март. Статья подписана: В. В. Маяковский, О. М. Брик.

    «Леф» было пять основных разделов: Программа, Практика, Теория, Книга, Факты. Статья «Наша словесная работа» является предисловием к разделу «Практика».

    Стр. 449. Печатаемая в «Лефе»  — В первом номере журнала были помещены стихи Н. Асеева — «Через мир — шаг», «Интервенция веков»; В. Каменского — «Жонглер», «Прибой в Сухуме»; А. Крученых — «Мароженица богов», «Траурный Рур!», «Рур радостный»; Б. Пастернака — «Кремль в буран конца 1918 года»; С. Третьякова — «Финал из поэмы 17-19-21»; В. Хлебникова — «Уструг Разина»; поэма В. Маяковского «Про это»; повесть О. Брика «Не попутчица»; перевод трагедии немецкого драматурга Карла Виттфогеля «Беглец» и другие произведения.

    …без обычной кайзертоллеровской ревмистики. — Имеются в виду произведения немецких драматургов Георга Кайзера (1878–1945) и Эрнста Толлера (1893–1939).

    Раздел сайта: