• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • Манифест из альманаха "Садок судей II"

    Манифест из альманаха «Садок судей II»

    Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в 1-м «Садке Судей» и выдвинув ранее пресловутых и богатых, лишь в смысле Метцель и Ко, футуристов, мы тем не менее считаем этот путь нами пройденным и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже новых открывающихся перед нами заданиях.

    Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

    1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

    2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

    3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.

    4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

    5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:

    a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания,

    b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса,

    c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) «само-письма».

    7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах.

    8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

    9. Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский)

    — его оправдание.

    11. Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф, и наоборот.

    12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.

    13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.

    Мы новые люди новой жизни. , А. Крученых.

    [1913]

    Примечания

    Манифест из альманаха « II» (стр. 245). Альманах «Садок судей II», СПб. 1913; свиток «Грамоты и декларации русских футуристов», СПб. 1914.

    Альманах вышел в феврале 1913 года в Петербурге.

    Стр. 245. 1-й «Садок судей» — альманах, в котором были напечатаны произведения В. Хлебникова, В. Каменского, Д. Бурлюка, Елены Гуро и др., вышел в 1910 году.

    Метцель и Ко — рекламная контора в Петербурге.

    Богатых лишь в смысле Метцель и Ко футуристов… — Имеется в виду группа эго-футуристов (И. Игнатьев, К. Олимпов, П. Широков, И. Северянин), в изданиях которых печатались рекламные объявления разных торговых фирм.

    Стр. 246. …книги (автографов) «само-письма». — Речь идет о книгах футуристов, выпущенных литографским способом, с текстом написанным автором или художником от руки. Так, в частности, выпущена была и первая книга Маяковского — сборник «Я» (весна 1913 г.).

    Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифма (Маяковский). — Речь идет об экспериментах над рифмами в стихотворениях Д. Бурлюка и Маяковского (см., в частности, стихотворения «Утро» и «Из улицы в улицу» в т. 1 наст. изд., стр. 34 и 38) — опытах рифмования концов строк с началами следующих («передняя рифма»), рифмования слов с зеркально переставленными слогами (напр., «улица — лица у», «резче — через» — «обратная рифма») и др. Об этих опытах в первых стихах Маяковского В. Я. Брюсов писал в статье «Новые течения в русской поэзии. Футуристы»: «Еще менее удовлетворяют нас такие способы находить новую рифму… какие предлагает В. Маяковский… Однако за пределами этих крайностей остается кое-что, не лишенное своей ценности, как новый прием выразительности в поэзии» (журн. «Русская мысль», М. 1913, № 3, стр. 130).

    Раздел сайта: