Идите к черту!
Ваш год прошел со дня выпуска 1-х наших книг: «Пощечина», «Громокипящий кубок»
Появление Новых поэзий подействовало на еще ползающих старичков русской литературочки, как беломраморный Пушкин, танцующий танго.
Коммерческие старики тупо угадали раньше одурачиваемой ими публики ценность нового и «по привычке» посмотрели на нас карманом.
К. Чуковский (тоже не дурак!) развозил по всем ярмарочным городам ходкий товар
Ф. Сологуб схватил шапку И. Северянина, чтобы прикрыть свой облысевший талантик
Василий Брюсов привычно жевал страницами «Русской мысли» поэзию Маяковского и Лившица
Брось, Вася, это тебе не пробка!..
Не затем ли старички гладили нас по головке, чтобы из искр нашей вызывающей поэзии наскоро сшить себе электропояс для общения с музами?..
Эти субъекты дали повод табуну молодых людей, раньше без определенных занятий, наброситься на литературу и показать свое гримасничающее лицо: обсвистанный ветрами «Мезонин поэзии»
А рядом выползала свора адамов с пробором
Сегодня мы выплевываем навязшее на наших зубах прошлое, заявляя:
1) Все футуристы объединены только нашей группой.
2) Хлебников.
[1914]
Примечания
Идите к черту! (стр. 247). Альманах «Рыкающий Парнас», СПб. 1914.
Манифест написан в декабре 1913 года.
Стр. 247. «Громокипящий кубок» — сборник стихов И. Северянина (1913).
Стр. 248. К. Чуковский… развозил… ходкий товар… — Имеется в виду лекция К. И. Чуковского «Искусство грядущего дня (русские поэты-футуристы)», с которой он выступал осенью 1913 года в Петербурге, Москве и Киеве.
Ф. Сологуб схватил шапку И. Северянина, чтобы прикрыть свой облысевший талантик. — Речь идет о предисловии Ф. Сологуба к «Громокипящему кубку» И. Северянина.
Василий Брюсов привычно жевал страницами «Русской мысли» поэзию Маяковского и Лившица. — Речь идет о статье Валерия Брюсова «Новые течения русской поэзии. Футуристы» (журн. «Русская мысль», М. 1913, № 3). Имя Брюсова нарочито «спутано» с целью продемонстрировать неуважение. В следующей фразе: «Брось, Вася, это тебе не пробка!..» — намек на пробковую торговлю, которой владел отец Брюсова.
«Мезонин поэзии» — издательство группы футуристов (В. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. Лавренев и др.).
«Петербургский глашатай» — издательство группы эго-футуристов (И. Игнатьев, В. Гнедов, П. Широков и др.).
Адамы с проборами — акмеисты. Акмеизм (или «адамизм») был прокламирован в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии» (журн. «Аполлон», СПб. 1913, № 1).
…прицепить вывеску акмеизма и аполлонизма на потускневшие песни о тульских самоварах и игрушечных львах… — Строки направлены против С. Городецкого (см., в частности, его стихотворение «Нищая» в сборнике «Ива» (1913) «…Что же ты, Тула богатая, зря самовары куешь?») и против африканской экзотики в стихах Н. Гумилева.
— Манифест относится к тому короткому времени, когда кубо-футуристы (Маяковский, Бурлюк) и И. Северянин выступали вместе. Но уже в январе 1914 года отношения между Северяниным и Маяковским были прерваны. Упоминания Северянина в стихах и статьях Маяковского носили неизменно иронический и отрицательный характер.