• Приглашаем посетить наш сайт
    Радищев (radischev.lit-info.ru)
  • Декрет № 1 о демократизации искусств

    Декрет № 1 о демократизации искусств

    (заборная литература и площадная живопись)

    Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма — революционного искусства молодости — объявляем:

    1. Отныне вместе с уничтожением царского строя в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

    2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.

    картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

    Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

    Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду.

    И если станет по слову нашему, каждый, выйдя на улицу, будет возвеличиваться, умудряться созерцанием красоты взамен теперешних улиц — железных книг (вывески), где страница за страницей начертали свои письмена лишь алчба; любостяжание, корыстная подлость и низкая тупость — оскверняя душу и оскорбляя глаз. «Все искусство — всему народу!»

    Первая расклейка стихов и вывеска картин произойдет Москве день выхода нашей газеты.

    [1918]

    Примечания

    « 1 о демократизации искусств» (стр. 443). «Газета футуристов», М. 1918, № 1, 15 марта. Статья подписана: Маяковский, Каменский, Бурлюк.

    Как свидетельствуют современники, были попытки практически осуществить некоторые положения этого «декрета». Д. Бурлюк, например, прибил на одном из домов Кузнецкого моста несколько своих картин. Подробнее об этом см. воспоминания Василия Каменского «Путь энтузиаста» (Изд. «Федерация», М. 1931, стр. 265–268) и Сергея Спасского «Маяковский и его спутники» («Советский писатель», Л. 1940, стр. 137–138).

    Раздел сайта: