• Приглашаем посетить наш сайт
    Никитин (nikitin.lit-info.ru)
  • Что такое "Баня"? Кого она моет?

    Что такое «Баня»? Кого она моет?

    «Баня» — «драма в шести действиях с цирком и фейерверком».

    «Баня» — моет (просто стирает) бюрократов.

    «Баня» — вещь публицистическая, поэтому в ней не так называемые «живые люди», а оживленные тенденции.

    Сделать агитацию, пропаганду, тенденцию — живой, — в этом трудность и смысл сегодняшнего театра.

    Привычка театралов к «амплуа» (комик, «эженю» и еще чего-то), к «типам» («33 лет с бородой», или «высокий брюнет, после третьего действия уезжает в Воронеж, где и женится»), эта зашаблонившаяся привычка плюс бытовой разговорный тончик и есть архаический ужас сегодняшнего театра.

    Театр забыл, что он зрелище.

    Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации.

    Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы.

    В общем перипетии «драмы» таковы:

    1. Изобретатель Чудаков изобретает машину времени, могущую возить в будущее и обратно.

    2. Изобретение никак не продвигается через канцелярские рогатки и через главную из них — через тов. Победоносикова, главначпупса — главного начальника по управлению согласованием.

    3. Сам тов. Победоносиков приходит в театр, смотрит самого себя и утверждает, что в жизни так не бывает.

    5. Обрадованный Победоносиков заготовил себе и литеры, и мандаты, и выписывает суточные из среднего расчета за 100 лет.

    6. Машина времени рванулась вперед пятилетними, удесятеренными шагами, унося рабочих и работающих и выплевывая Победоносикова и ему подобных.

    Привожу отрывок последнего, VI действия.

    Все это, вместе взятое, будет показано театром В. Э. Мейерхольда.

    [1929]

    Что такое «Баня»? Кого она моет«Огонек», М. 1929, № 47, 30 ноября.

    Напечатано вместе с финалом шестого действия «Бани».

    Стр. 200… так называемые «»… — Имеется в виду книга В. В. Ермилова «За живого человека в литературе», послужившая основой для ошибочного рапповского тезиса о том, что человека необходимо изображать в его внутренней «раздвоенности».

    Раздел сайта: