• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Агитация и реклама

    Агитация и реклама

    Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается уменье и сила нашей агитации.

    Буржуазия знает силу рекламы. Реклама — промышленная, торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию.

    Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать.

    Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой «буржуазной штучке».

    При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой.

    Здесь еще мы щенки. Надо поучиться.

    Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т. д.

    Но до чего это неумело.

    «Известий»:

    «Московское коммунальное хозяйство извещает…»

    «Правление треста «Обновленное волокно» объявляет…»

    «Уполномоченный доводит до сведения…»

    «Правление «Боркомбинат» извещает», и т. д. и т. д. до бесконечности.

    — извещает, доводит до сведения, объявляет!

    Кто ж на эти призывы пойдет?!

    Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!

    Вспоминается европейская реклама. Напр., какая-то фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез, — бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки.

    Вот это реклама! Такую не забудешь.

    — хорошая вещь и так пойдет.

    Это самое неверное мнение.

    Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала «знаменитое» имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо.

    Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи.

    Даже «Правда», конечно, не нуждающаяся ни в каких рекомендациях, рекламирует себя все-таки: «Каждый рабочий должен читать свою газету» и т. д. На первой странице «Правды» — ежедневная реклама — объявление о журнале «Прожектор».

    — простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.

    К Всероссийской с. -х. выставке в Москве выйдет под редакцией т. Брик специальная книга о рекламе, первая в РСФСР.

    Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР всё должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!

    [1923]

    Примечания

    (стр. 57). Журн. «Товарищ Терентий», Екатеринбург, 1923, № 14, 10 июня.

    По теме к «Агитации и рекламе» близки статьи «Мелкий нэп» и «О мелочах», написанные примерно в то же время. (См. стр. 59–60 и 61–62.)

    Стр. 58. «Прожектор». — см. примечание к статье «Можно ли стать сатириком?» (стр. 549).

    …выставке в Москве… — Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка открылась в Москве 19 августа 1923 года.

    Раздел сайта: